Технология изготовления щитов была достаточно трудоёмкой. В основном это обрядовая сторона.
На щиты шла шкура с шеи старых бизонов-самцов, реже лосиная. Кожу натягивали над углублением в земле, в которое клали накалённые до красна камни. На камни сыпали магические травы (свитграсс, шалфей, полынь, чабрец) и плескали воду. Кожа от нагревания и пара сморщивалась и сжималась становясь толще и твёрже. Колья перебивали ближе к яме, так как шкура существенно сжималась. Перебивка кольев обычно делалась четыре раза соответственно четырём этапам жизни человека: ребёнок, юноша, взрослый и старик. Во время перебивки кольев шаман находил аналогии между состоянием шкуры и очередным этапом жизни. Причём, каждому этапу соответствовала опредёлённая сторона света. Зачастую "Детство" начиналось с востока и ассоциировалось с весной, а заканчивалось все "Старостью" на севере, который ассоциировался с зимой. После этого вырезался круг слева на право, обычно от 45 до 60 см, и выравнивался с помощью камней. Иногда склеивалось несколько кож, а ёщё реже использовался в качестве щитов такой реквизит, как крышки от деревянных бочек или днища медных тазов. Тем не менее на те и другие одевалась покрышка.
Щит Кроу, реконструкция.
Любопытно, что многие белые исследователи написали о физическом или психологическом воздействии щита на противника: якобы умение манипулировать щитом заставляет рикошетить пули из гладкоствольного ружья или мушкета, другие пишут, что яркая раскраска щита позволяла отвлекать противника от незащищённых частей тела и тем самым притягивала к себе пули и стрелы. Что самое смешное, что некоторые исследователи, такие как Кларк Вислер считают, что:
"Индейцы сделали вывод, что ружья обладали магической силой, превосходящей силу узоров на щитах, но тем не менее, продолжали верить в эффективность щитов, в тех случаях, когда одерживалась победа над вооружёнными ружьями врагами". Вислер, не будучи индейцем, не понимал, что для индейцев, и тем более для шаманов, оружие белого человека ни когда не имело магии. После достаточно близкого знакомства с менталитетом европейцев индеец понимал, что его щит не представлял для белых ни какой ценности, разве, что в качестве военного трофея или занятной безделушки-сувенира для племянника на Востоке. Индейцы догадывались о том, что белые и понятия не имеют ни о какой магии, ни о каком центре Мира. Другое дело, когда противниками были тоже индейцы, живущие в согласии с традициями. Захват щита являлся одним из самых важных магических подвигов. Были случаи, когда воины, встречаясь, обменивались рассматриванием щитов и расходились, но иногда щиты служили поводом для битвы или дружбы.
В пострезервационный период, большой популярностью стали пользоваться копии покрышек, часто в уменьшенном размере, такие щиты называют "танцевальными щитами" или "маленькими щитами", но о них мы поговорим в другой раз.
А сейчас немного лирики из "Собрания Щитов" Скотта Мамадея.



ЩИТ СОЛНЕЧНОЙ ПЛЯСКИ

Давным-давно, когда собаки могли разговаривать,
Пылающий Юноша привёл в дом Женщину из Земель Кроу.
Была она стройной и сильной,
и звали её - Чалая Кобылица.
Пылающий Юноша рассказал отцу,
что во сне пёс описал ему облик этой Женщины
и поведал, как её найти:
она станет ему доброй женой.

Среди вещей Чалой Кобылицы был щит,
принадлежавший её прежнему мужу, Который умер у Голубых Лугов.
То был щит Пляски Солнца,
и отец Пылающего Юноши поместил его в обрядовом типи вместе с самыми сильными талисманами племени.

Женщина по имени Чалая Кобылица прожила долгую Жизнь.
Её очень любили и почитали в стойбище Пылающего Юноши.

А щит все могли повидать ежегодно во время Солнечной Пляски.















Hosted by uCoz