Не буду здесь подробно описывать сложный процесс изготовления щитов, хочу только отметить, что на покрышку щита наносились видения из снов, знаки, полученные во время личного поста. Щиты были сугубо индивидуальные или родовые. Каждый щит означал персональный или родовой герб.
Теперь рассмотрим историю щитов в Европе. Здесь чьи-то личные щиты, постепенно взяли вверх сначала над подчиненными солдатами, а затем превратились в гербы городов и государств. А где ваши личные щиты? Люди, встающие под гимн и почитающие герб, и понятия не имеют о том, чьи это щиты и каким способом эти чужие герб и гимн пришли к власти над ними.
Институт индейского щита позволяет глубже понять этот полный тайн Мир, понять его, осмыслить и занять свое место во Вселенной.
Бычий Язык носил этот щит во много битв против Сиу. Четыре красных отпечатка лап журавля давали уверенность, что эта птица защитит его.

Ну а теперь, когда мы уже знаем кое-что об индейских щитах, перейдём непосредственно к щитам Кроу.
Сами по себе щиты часто не отличались ни линейной и цветовой сложностью рисунка, как щиты Апачей и Сиу, ни обилием сукна и орлиных перьев, как у индейцев южных равнин, таких как команчи или кайова.


Щиты Кроу,
современная реконструкция.
Хотя, мне приходилось видеть несколько шикарных щитов Кроу, как по количеству орлиных хвостовых перьев, так и по композиционной сложности магического изображения. Один из таких щитов мне удалось приобрести в свою виртуальную коллекцию, точнее это - современная реконструкция щита (см. выше). К сожалению, подобных щитов больше нет в моей "виртуальной коллекции". Единственно, что хотелось бы еще добавить, доминирующим цветом всех мной виденных подобных щитов был черный, а, как мы знаем, черный цвет являлся для Кроу самым могущественным и почитаемым.

Обычно щиты Кроу были четырех основных видов:

1. Небольшой пиктографический рисунок, чаще всего черной краской или охрой на естественном фоне, при таком изображении часто вырисовывался и нижний мир, если владелец щита хотел показать, что животное в верхнем мире, то есть на небе. Нижний мир или земля чаще всего изображалась прямыми или зигзагообразными линиями. Такие композиции редко отмечали четыре стороны света, в отличие от щитов Сиу или Шайенов. Орлиные перья к таким щитам крепились "произвольно", чаще всего снизу, по бокам или в центре.

Вождь Кроу Две Легины со своим щитом.


Последний владелец щита - человек по имени Стружки. Щит изображает группу звезд на рассветном небе. Звезды представлены фигурой, похожей на когтистую лапу. Черная линия - тьма ночи, а красный цвет обозначает зарю. Два орлиных пера должны были сделать владельца щита быстрым.
Когда Белая Ворона увидел текст под этим щитом, он встал и затряс руками: Кто это написал?! Какая Стружка? Не знаю я никакого Стружки! Этот щит принадлежит только Двум Легинам. Может быть Стружка - тайное имя Двух Легин, о котором я не знаю? Но каждый хороший Кроу знает, что это его щит. Мне не понравилось, что написали под этим щитом. Две Легины был мудрым человеком. Я могу сказать об этом щите несколько смыслов. Один из которых: на щите изображено два мира - Верхний и Нижний. Черная линия вверху говорит о том, что кто-то предсказал Двум Легинам недолгую жизнь - так назваемое предначертание судьбы. Но Две Легины воспользовался своей магией и взял себе в помощь двух небесных птиц - орла-беркута и белохвостого орла. Он взял перо с левого крыла, таким образом он обрел силу духа и честность для сердца. Так как сердце находится с левой стороны. А перо белохвостого орла взял с правого крыла в свою правую руку, чтоб она стала сильной. Сила этих перьев помогала ему оставить свой след в будущем, победить свою судьбу. Вот что значит для меня щит Двух Легин.

2. Композиция нанесённого рисунка делила щит на две части, Нижний мир и Верхний, как это мы можем увидеть на примере щита вождя Кроу Две Ноговицы.
Причём линия Среднего мира могла быть любого размера, прямой или волнистой. Обычно такие композиции были без пиктографических изображений. Их часто заменяли высушенные натуральные талисманы такие как скальп, шкурки или чучела горностаев. Нижний Мир или Земля раскрашивались обычно охрой (красный) или в зелёный цвет. Хотя у Кроу вертикальные модели мира могли представлять собой самые сложные сочетания цветов.
3. Композиция, изображающая непосредственно Древо Мира. Это широкая вертикальная полоса, часто с расходящимися горизонтальными полосками. Подобные щиты встречаются у черноногих и ассинибойнов. Есть вероятность того, что такая композиция пришла к Кроу из северных районов.
Часто такие композиции имели пиктографическое изображение поединка человека, духа-покровителя, или другого животного, связанного каким-либо образом с хранителем щита, со змеей.
Бизон Идущий На Охоту сделал этот щит по своему видению - гигантский бизон стоит на вершине смотровой горы и поражает своих врагов. Три дырки от пуль свидетельствуют о том, что щит использовался в битве.
4. Композиция с расположением в центре верхнего мира, практически та же первая схема, но без пиктографического рисунка в центре. Обычно центром такой композиции являлось Солнце, с отходящими от него кругами - "солнечными собаками" или "ложным солнцем".
Щит Воина Кроу "Поцелуй". Четыре красных круга нарисованных охрой означают "солнечных собак", так у Кроу называются световые волны, исходящие от Солнца перед грозой или бурей. Четыре линии означают части владельца, растворившегося в этих волнах, ставшего слишком маленьким, чтобы быть уязвимым для врага.
Было бы совсем не правильно говорить о том, что у Кроу такой-то цвет обозначает то-то и то-то, например Голубой звезду (Венеру) или Птицу Грома, так как Птица Грома могла изображаться красным или даже зелёным цветом, а подземная река или земля голубым. Всё было сугубо индивидуальным, и не было единого мнения даже на счет цветов, символизирующих стороны света.
Щит принадлежит воину Бизонья Змея. Вот что пишут о нем ученые: грозовое облако, порождающее молнии изображено на щите. Черные линии внизу представляют пули, летящие в небо. Орлиные перья, голова журавля и кусок сыромятины в форме быка придают силу владельцу щита.
Вот что об этом щите говорит Белая Ворона: я думаю, что каждый щит является тайной. Но на этом щите я вижу хозяина ввиде волка или бизона, а точнее, духа покровителя - журавля, который поднял его в верхний мир во время грозы. и злые духи там его не могут достать. Идет война между верхним и нижним. это был очень противоречивый человек. Охра по краю щита говорит о том, что жизнь этого человека была священна, и он мало кого подпускал к своему сердцу. Тот человек, который сказал, что черные зигзагообразные линии - пули, был или белым, или ничего не понимающим в магии.
Пройдя через пять поколений, этот щит был в конце концов приобретен Пятнистым Зайцем. Десять жирных линий представляют десять скальпов, добытых в битве. Черная область слева - грозовое облако. Внизу щита бизон, преследующий бизониху, которая убегает в облако.
Это очень интересный щит. Человека всю жизнь преследует злой дух ввиде змеи. Но он удачно уходит от него. Видно, что он возглавлял два военных похода или был носителем трубки. Об этом говорят две "замочные скважины" наверху. Этот щит делал немолодой человек. Очень смелый, он даже говорит своим щитом, что когда уйдет в страну мрака вслед за своей женой или предками, он и там будет биться со змеями и победит их.
Кроу часто делали покрышки из оленьей кожи, чтобы защитить свои щиты. На этой покрышке нарисован злой медведь, раненый 19 пулями, пока он бежал из своей берлоги на нападающего. Как сказал владелец щита Большой Медведь, зеленая половина щита символизирует землю, а красная - небо.
Вот что сказал по этому поводу Белая Ворона: это черный Медведь, идущий по границе Верхнего и Нижнего миров на пути которого встречаются злые духи.
Щит Кроу, на котором один медведь атакует другого, изо рта которого высовывается человеческая рука.
Посмотрев на этот щит, белая Ворона сказал: я не знаю, что здесь сказать. Этот щит красив, но он мне не нравится. Наверное, как и его хозяин.
Хотелось бы добавить, что характерными для Кроу элементами были волнообразные или зигзагообразные линии с кругляшком на конце - это змеи, символы злых духов. Не надо строить иллюзий, что прерийники уважали змей за их мудрость. Как тогда объяснить тот факт, что почти все племена северных прерий называли своих врагов гадами или змеями? Змеи изображались обычно чёрным цветом и часто целыми полчищами. Черный цвет был священным цветом для Кроу. Но тем не менее змеи, как символы злых духов, так же изображались черным. Змеи не рисовались без "соперника", в качестве которого выступал обычно Бизон - символ жизненной мудрости или дух покровитель. Другие зигзагообразные линии, нарисованные охрой, символизировали молнии - стрелы добрых небесных духов, которые помогали духу покровителю справиться со змеями - злыми духами Нижнего Мира. Здесь хотелось бы огорчить тех идеалистов, которые отрицают у Кроу элементы дуализма. В представлении Кроу всегда была война между Добром и Злом, причем Добро было прерогативой Верхнего Мира, а Зло Нижнего.
Мы можем даже провести аналогию между православным Георгием Победоносцем, поражающим молнией Змея - символ Подземного Мира.
Щит как оберег использовался не только во время военных походов, защищая носителя от стрел и копий, но и в мирное время, он защищал от сглаза, проклятий и зависти.
Очень много ошибочных суждений, как по поводу табу, так и по поводу шаманизма распространяют так называемые "белые индейцы". Например, это касается плевков на землю (у многих народов прерий это входит в священные обряды) или касания земли щитом. Прикосновение щита к земле с молитвой считалось магическим действом и было связано с получением силы от земли, другое дело, если щит просто упал в спешке или от нерасторопности, тогда это была всего лишь плохая примета, на которую также находилось достаточно "отговорок". "Коснуться Земли - значит быть в гармонии с Природой" - старая индейская пословица.
У Кроу существовало даже гадание на щите. У Щита, как и у монеты, есть внешняя сторона, которую мы обозначим в честь часто изображаемой Птицы Грома Орлом, и внутренняя часть - решка.
Гадание происходило двумя способами:
1. Владелец щита отворачивался, щит подбрасывали и он должен был отгадать: Орёл или решка.
2. Щит просто подкидывали на воздух, и все ждали когда он упадёт.
В обоих случаях Орёл кверху считалось удачным знаком.
Такие гадания на щите нередко превращались в азартные игры, на которых проигрывались как мелкие украшения, так и лошади. Такие же обычаи со щитами имелись и в древней Европе, в частности у древних греков (Спарта) и северных германцев. Не из тех ли древних времён пришла традиция подкидывать монету на удачу, при чём практически с тем же самым символом? Т. Майлз косвенно задевает информацию о гаданиях на щите у Кроу (T.E. Mails. The Mystic Warriors of the Plains. N.Y.,1972. - Pp. 486-509), но как-то сухо и не вникая в суть дела.
Сегодня многие старики-традиционалисты, борцы за нравственность часто отрицают существование таких гаданий, но старые шаманы, часто стоявшие в духовной оппозиции к племенной знати, говорят о таких вещах и смотрят на обычай "гадания на щитах" достаточно спокойно и даже с улыбкой на лице, вероятно вспоминая свою шальную молодость.
Общаясь со стариком Белая Ворона, я открыл для себя несколько закономерностей. Он мне сказал, что люди, ничего не понимающие в магии, очень долго и тяжело молятся, а так же ничего не понимают в священных предметах. Он сказал, что предметы - как люди, им иногда скучно жить слишком правильно, им хочется иногда стать просто детьми и пошалить, но щиты никогда не надо обижать. Так же он сказал, что во время траура или войны к щитам относились очень почтительно и даже со скорбью, очень многие плакали, обращаясь к щитам, резали руки и иногда "подкармливали" кровью нарисованных в "центре мира" животных.
Хотелось бы здесь привести очень красивый отрывок из биографической книги Фрэнка Б. Линдермэна "Много Подвигов - вождь племени кроу".
Рисунок Х.М.Ступса
"Остановившись, мы увидели, как Горный Ветер вытащил из чехла свой щит, сделанный из кожи с шеи бизона, и поднял его над головой. Он собирался перед боем поговорить со своей Магической Силой. На щите была изображена фигура человека с раскрашенным синим цветом лицом - человек с огромными ушами, держащий в левой руке прямую трубку из красного камня, фигура располагалась в центре щита, окаймленного по краю прекрасными орлиными перьями, колыхавшимися на легком ветерке.
Горный Ветер начал распевать слова, которых мы не могли понять. Они были его Магической Песней и были незнакомы нам. Но каждый раз, когда он заканчивал ее, мы издавали военный клич Кроу, пока он Не пропел свою песнь четыре раза; после чего мы завопили так, чтобы услышал враг. Решив, что теперь он закончил, мы уже были готовы броситься вперед, когда его чудаковатые действия заставили нас сдержать свой пыл.
Он зашатался подобно человеку, у которого кружиться голова и тихо запел, обращаясь к своей Магической Силе, направив лицо не в сторону врага, а к восходящему солнцу, подобно ворону в горах. Щит его двигался и колебался, как двигается рука человека, когда он спрашивает кого-то на языке жестов: "Что?". Продолжая шатаясь двигаться на восток, как слепец в незнакомой стране, он вопрошал солнце; "Что произойдет?"
Я не отрывал от него глаз, даже когда подумал о Сиу. Неожиданно он выронил свой щит! Тот упал лицевой стороной на землю, и когда Горный Ветер взял его, то не стал переворачивать, а поднял до уровня груди лицевой стороной вниз. Он держал его на этом уровне, держал твердо, а все мы неотрывно следили за щитом, следили за Горным Ветром, едва улавливая звуки его Магической Песни, пока с края щита не слетело орлиное перо и не поплыло в воздухе к земле.
Затем Горный Ветер перевернул щит и посмотрел на его поверхность. Я не дышал, пока он вглядывался в лицо нарисованного на нем синего человека. "Я вижу много скальпов Сиу", - произнес он голосом только что проснувшегося человека. "И много лошадей, больше сотни, - продолжал отдаленный голос Горного Ветра, - но один великий воин не возвращается вместе с нами".
Затем начал петь Длинная Лошадь: "Сегодня один из нас не вернется домой. Вы все гадаете, кто это может быть. Я вижу, как великая тьма приближается с востока. Она не скоро достигнет нашей страны, но когда-нибудь она скроет ее от нашего народа. Я не хочу дожить до того дня, когда произойдут надвигающиеся перемены. Не бойтесь за себя. Это я не вернусь сегодня с вами домой. Не печальтесь. Помните - ничто не вечно, кроме Высшего и Нижнего".














Hosted by uCoz