Поскольку обширная статья Стига Викандера была напечатана в специальном
журнале для узкого круга читателей и не представлена в наших библиотеках, считаю
нужным более подробно остановиться на ней. Это делается и потому, что его
наблюдения и выводы непосредственно связаны с темой настоящей статьи. Стиг
Викандер пишет о наличии в языке майя не только "большого количества явно
тождественных слов" с турецким, но и о таком же тождестве или сходстве
грамматического строя этих языков. Но в цикле своих статей он прежде всего
обращает внимание на сравнительное изучение лексики этих языков, обещая
вернуться к рассмотрению грамматики в последних работах.
Он пишет, что самая широко распространенная в Центральной и Южной Америке
птица здесь называется "tucan", что соответствует турецкому "dogan"
древнетюркскому "togan" в значении "сокол" в языке майя и в тюркских языках. В
доиспанской Америке самое крупное животное в языке майя называлось "tzimin", что
по Викандеру, имеет общее происхождение с тюркским "deve", "taba" в смысле
"верблюд", а у майя - "северный олень". В языке майя "kasnak" (пояс: ремень),
как утверждает Викандер, соответствует тюркскому "кахнак" в том же смысле.
По-татарски - "кушак" означает то же. Если Кнорозов слово майя "зеленый" -
"молодой" читает как "йаш", то Викандер читает его как "уах" (ях) и отождествляя
это слово с куманским словом "уаs", с тюркским "jesyl". Среди примеров Викандера
встречаются слова, которые мы видим и в языке индейцев сиу: im - сосать
imi - сосок, женская грудь
chu - молоко (у Рерига как "seu")
chupar - сосание.
(По-татарски - "чупер", "чумер" - сосать,
сосать с шумом)
Викандер отмечает, что форма наречия в языке майя и в тюркских - аналогичны,
аналогичны и формы образования слов. Слова языка майя "alan", "yalan"
соответствуют тюркским "al", "alt", "alcok" (под, впереди); "ichi", "ichil" на
тюркские "ic", "icre" (внутри); "toe" на тюркские "tagi", "tagur" ("да", "до тех
пор, как"). Далее автор останавливается на фонетике языка майя и тюркских
языков, говорит о тождестве и различиях; последние, по мнению Викандера возникли
на основе перехода одних звуков на другие, Викандер указывает, что в языке майя
"L" в тюркских переходит на "R" (р), глютизированное "к" в тюркских часто
заменяется веолярным "г" в тюркских языках. Говоря об этих чередованиях,
Викандер свои утверждения иллюстрирует и примерами:
В языке майя Перевод В тюркских языках Перевод
Bicil кишки, bagirsak кишки,
внутренности внутренности
Bul Пена Buram пена, водоворот
Bul Разрывать Burmak вить, закручивать
Bolan большая масса bol, mol Обильный
Chopol Извращенный Capur Рябой
Yoklel тлеющие угли Yak Сжигать
Chek Прикрывать cek делать ход
Chik Появляться cik появляться, выйти
Tic Сажать dik втыкать, сажать
Tur Останавливаться Dur Останавливаться
Tuy пучок волос Duy Волос
Если Викандер обратился бы и к тюркским языкам Поволжья, то он нашел бы
примеры более сходные и по фонетике и по смыслу по приведенным словам. Например,
в татарском языке "tic" произноситься не как "dik", а "тык" (втыкать), точно так
как в языке майя; "tur" (остановиться, стоять) не как "dur", а как "тор" - как в
языке майя.
Ученый далее отмечает, что в языке майя широко употребляется первоначальное
"р" (п), что, по его мнению, является редким явлением или же отсутствием в
тюркских языках. Это утверждение Викандера относится не ко всем тюркским языкам.
В отдельных тюркских языках, например, в азербайджанском, туркменском,
узбекском, да и в отдельных диалектах татарского языка "п" часто употребляется в
начале слова. Не останавливаясь на других наблюдениях автора по сравнению
фонетики языка майя с тюркскими, приведем еще несколько других примеров из
лексического сравнения:
В языке майя Перевод В тюркских языках Перевод
Асаn Кричать, крик agit , agla кричать, крик
(акыру) (орать, кричать)
Аак Течение, течь ак (агым) течение, течь
(течение)
Bet Закончить bit (бет, бетеру) закончить
(завершить)
Bagir Грудь bagir (бегер) Грудь
BikFit маленький мальчик Егет Парень
Bllim знак, знание, печать Белем Знание
Bin подниматься, Мен поднимись,
поднимись подниматься
Box Голый Bos Пустой
Ceh Олень Kiylk Олень
Chem Лодка gemi, kami Лодка
(кэймэ)
Cuch ноша, бремя Guc Сила
(кеч) (сила)
Kat Менять kat (кату) Смешивать
Kil приди, придти кил, килу Придти
Oc ступня ноги Oксе Каблук
Poloc полный, упитанный big, ulug большой, великий
Poy Игрушка оупа (уйын) игра, играй
Pudz Исчезнуть Uc Улетать
q'anil Кровь k'аn(кан) Кровь
Ti Кусать tis, dis Зуб
(теш)
Toqmaq Колотушка Тукмак Колотушка
Tzucul Жилище Чокыр яма, берлога
U Луна ay (Ай) Луна
Uayoh Дремать uyu(ою) Дремать
Wach Развязывать аc (ач) Открой
Yaklel пылать, сжигать Yak Сжигать
(як, ягу)
Yom Соединять yum(йом) Соединить
Chal Скала Cal насыпь, откос
Tas Приносить tasy (ташу) Таскать
Baldiz младшая сестра Балдыз младшая сестра
жены жены
Bats Обезьяна Biсin Обезьяна
Bi1 Знать belgu (белу) Знать
(билге) Знак
Boya краска, картина Буйу краска, красить
Ciiol Веселиться gull (келу) Смеяться
ch'i край, берег Чик край, граница
Ike Два Ике Два
Its, itz сок растения ic(эчу) Пить
Pulut курить, дымить bulut (болыт) Туча
Sat Расходовать sat (сату) Продавать
Слова, приведенные в русской графике, взяты из татарского языка. Хотя
варианты этих слов приведены у Викандера из языка майя, татарские же параллели
более близки. Тюркские варианты русскими буквами приведены из лексики татарского
языка.
С. Викандер приводит для сравнения около двухсот сходных слов между этими
языками. Для ряда слов языка майя он находит параллели в тунгусских языках,
отдельные параллели и из языка японцев и корейского языка. Но абсолютное
большинство параллелей находит в тюркских языках. На основе анализа лексики и
фонетики ученый приходит к заключению о невозможности объяснить эти сходства
лишь влиянием одного языка на другой, .поскольку о таких контактах в обозримом
прошлом не приходится говорить, если учесть, что индейцы Америки не знали
контактов (тесных) с Европой до открытия Нового Света. Окончательное заключение
Стига Викандера: языки майя и алтайские как в фонетическом, так и в лексическом
отношении имеют много близкого, что свидетельствует об общем их происхождении в
прошлом.
Викандер в своей работе приводит примеры слов и из языка кечуа, сходных или
тождественных со словами тюркских языков. Язык майя входит в группу языков
майя-киче, которая в свою очередь, находится в родстве с южно-ацтекским
семейством языков. Предки майя, ацкетов, инков примерно в V тысячелетии до нашей
эры начали переселяться из Северной Америки, из районов Калифорнии и начали
заселять Центральную Америку и распространились также в разные районы Южной
Америки.
В настоящее время абсолютное большинство индейцев Центральной и Южной
Америки говорят на языке кечуа - на общем для них языке, который своим
происхождением связан с языками группы сиу-хока в прошлом. Язык кечуа был
господствующим языком империи инков, ближайших соседей, родственных майя. В
период укрепления империи инков, шедшего усиленно до прихода конкистадоров, этот
язык получает широкое распространение, благодаря чему произошла нивелировка
языков присоединенных, родственных по языку других индейских племен. Этот
процесс был разрушен с приходом испанских завоевателей. Язык кечуа, родственный
с языком группы майя-киче, хотя и претерпел ряд изменений, продолжает и
функционировать и по ныне. В наши дни язык кечуа с теми иными различиями бытует
в Перу, Эквадоре, Боливии, частично и в некоторых районах Аргентины, Чили и в
некоторых их них, наряду с испанским, является вторым государственным языком [34].
Как уже отмечалось, Викандер в своей работе приводит слова и из языка кечуа,
близкие к тюркским словам:
В языке кечуа Перевод В тюркских языках Перевод
bulan вращать, вертеть, buram верчу, кручу
водоворот
Col, gol Спасти kurtar спасти
ogri вор, воровство ogri вор
Por Сжечь Ort Сжечь
Роу игра, игрушка Oy игра, игрушка
Pus текущая вода Us Выливание
puz резать жертву uz, oz отрезать
tok ломать, ударять toqu ударять
tsar, tzap поймать cap грабить
и т.д.
Мы обнаружили еще одну работу, в которой утверждалось, что Викандер был не
первым ученым, заметившим сходства между кечуа и тюркскими языками. На XIX
Международном конгрессе востоковедов, состоявшемся в 1935 году в Риме, некто
Б.Феррарио выступил с докладом о возможном родстве языка кечуа с тюркскими,
алтайскими [35]
языками.
Б. Феррарио был профессором из Уругвая, другие данные о нем нам неизвестны.
Для подтверждения своей гипотезы он уделяет много внимания рассмотрению
морфологических форм этих языков, типам словообразовательных суффиксов,
спряжению глаголов, частично приводит и лексические примеры. Из всего этого мы
остановимся здесь на его лексических примерах, оставляя пока его другие
наблюдения в области грамматических категорий вне внимания:
В языке кечуа Перевод В тюркских языках Перевод
iра сестра отца ара старшая сестра
ucuk малюсенький kucuk малюсенький
Acikya Объяснять Aciq открытый, ясный
Kok небо, небосвод Kok небо, небесный цвет
небесный цвет
Wage дядя по отцу Aga дядя, уважаемый
человек
tata, tayta Отец ada, ata, dada Отец
Misi Кошка Misik Кошка
Sunqa Борода Sukal Волосы
cubca пучок волос tuk (чеч) пучок волос
Na вещь, что-то Ne Вещь, что-то
As небольшой, немного Az мало, немного
Ari Худой arig, ariq тощий, худой
Qo Гнать qo, qomak Гнать
Kaca перенести в kec, gec перейти,
и т. д. другое место Пересесть
Доклад Б. Феррарио интересен еще и тем, что он отмечает наличие индейских
племен, говорящих на близком языке кечуа и в Уругвае.
Язык кечуа привлекает внимание и французского ориенталиста, нашего
современника Георга Дюмезеля, которому принадлежат две статьи по сравнительному
изучению этого языка с тюркскими [36].
В них он сходство этих языков рассматривает и в области числительных. На
основе учета чередования гласных и согласных в этих языках, он показывает
генетическое родство названия числительных в этих языках от одного до шести.
Далее автор этих работ уделяет внимание на сходство и близость этих языков и на
материале морфологических категорий и на примерах лексики. Среди его примеров мы
видим слова, который мы встретили выше, в языке майя, сиу. Не лишне будет
привести примеры и из работы Г. Дюмезеля:
В языке кечуа Перевод В тюркских языках Перевод
с'aqla борода sacal борода
Cani Цена San Число
Thugu плевать, tukur (тугу) Плевать
Выливать Выливать
Tuqu Ударять tik, tuqu колоть, втыкать
Стегать
pak, paku Смотреть bak, bagu Смотреть
Tawqa Куча tag, taw Гора
Qhacun сноха, невестка katun, katin Замужняя
женщина
Qarwin Пищевод Karin Желудок
Cunqa последний, Son последний,
и т.д. 10-й палец руки конечный
Видимо, указанными работами ограничиваются исследования по сравнительному
изучению индейских языков с тюркскими. Почему же другие лингвисты, занимавшиеся
изучением языков индейцев, не заметили эти явления? Вопрос вполне закономерен.
Ответ, видимо, может быть только один: среди других лингвистов не было ученых,
знавших тюркские языки. Любой тюрколог, окажись среди индейцев майя, инков, сиу,
не мог бы не заметить сходство их речи с тюркской, что случилось с О.Реригом,
С.Викандером. Тот факт, что работы этих авторов остаются вне внимания среди
американских филологов-индеологов, может быть объяснено таким же положением.
Иначе, если авторы не правы или правы, их работы не остались бы незамеченными
американскими филологами.
Оказывается, что еще до О. Рерига нашелся один человек, который заметил, что
язык индейцев Северной Америки похож на тюркские языки. Это был Дж. Джосселин,
англичанин, который в 1638 году со своим братом приехал в Новую Англию, где
прожил десятки лет, в основном среди индейцев. Из его записей видно, что он
ходил с ними на мустангов, пел и плясал в их праздниках, близко знал их обычай,
долгие годы вел дневник, куда записывал свои наблюдения и после возвращения в
Англию, на основе этих наблюдений написал книгу, которая была издана в Лондоне в
1672 году под названием "Редкости Новой Англии" [37].
Дж. Джосселин пишет, что индейцы Америки (речь идет об индейцах племени
сиу-хока) по своему облику, манерам, обычаям напоминают "татар", которые говорят
на турецком языке". Как видим, автор не смешивает "татар" вообще со всеми
восточными народами, что было свойственно Европе в особенности. Далее он пишет,
что в языке индейцев много слов, очень похожих на "татарские", отмечает, что и
интонация речи у них турецкая. К сожалению, Дж. Джосселин эти свои наблюдения не
подкрепляет примерами языка.
Эта книга интересна не только потому, что там впервые говорится о сходстве
языков индейцев с тюркскими, но и в другом отношении. Дело в том, что в книге
приведен снимок [38]
тотемного знака одного индейского племени. Когда я увидел эту иллюстрацию, я был
страшно удивлен и подумал, не мистификация ли это! Я не верил свои глазам! В
самом деле, было тут чему удивляться: передо мной был снимок дракона - чуть ли
не копия герба Казани [39].
Этот рисунок, практически тождественный с гербом города Казани, встречается
на монетах волжских болгар, был он известен как символ и среди других тюркских
народов и в древности, в том числе и у тюркских народов Средней Азии.
Известны еще две работы, в которых также говорится об удивительном сходстве
языка индейцев Америки, в том числе языка майя с тюркскими языками. Одна из них
принадлежит Джону Макинтошу, который в своей работе, изданной в 1853 году в
Вашингтоне о происхождении индейцев Северной Америки говорит о генетическом
родстве языка индейцев сиу-хока с тюркскими языками [40].
Другой автор, А.Р. Аравио, в своих комментариях к памятнику литературы майя
"И чол кин" также говорит о родстве языка майя с тюркскими [41]. В
подтверждении своих гипотез они оба приводят примеры из лексики этих народов,
многие из которых мы уже привели выше. Об этом же, в частности, видимо,
говорится в работах Роберта Г. Латхама [42],
Юлиуса Плацманна [43],
которых мы не нашли в наших книгохранилищах, о которых упоминает С. Викандер.
Как видим, вопрос о сходстве языков отдельных индейских племен с языками
народов Азии, в первую очередь, с тюркскими, интересовал уже ряд ученых.
Отдельные наблюдения о сходстве отдельных языков индейцев с языками Азии и
Европы встречается и в работах советского ученого Н.Ф. Яковлева, вернее, он
говорит о наличии древнейших связей языков Кавказа, Азии и Америки [44],
усматривает "тождественные или сходные черты" между этими языками. Это явление
он объясняет "древнейшими миграционными и культурными связями, соединявшими два
материка в отдельную эпоху". Автор, в первую очередь, говорит о фонетических и
морфологических сходствах, но, к сожалению, почти не приводит примеров для
подтверждения своей гипотезы. Среди его редких примеров лексики мы обращаем
внимание на два слова: "кэт" ("кит" - уходи, иди туда) и на "кэл" ("кил" - иди,
иди сюда), которые тождественны полностью по форме и фонетике, как в языке
кечуа, так и в тюркских языках.
Я познакомился со словарями многих индейских языков Южной Америки, прочитал
множество описаний путешествий к различным индейским племенам, дневников и
воспоминаний белых, живших среди них [45], в
которых нашел немало слов, близких по форме и смыслу с тюркскими, которых мы
здесь не приводим, чтобы не перегружать работу новыми примерами.
В наше время считается, что в заселении многих островов Тихого океана
принимали участие и индейцы Америки. Как отмечают испанские монахи,
сопровождавшие конкистадоров, индейцы были отважными мореплавателями, плавали
они на больших плотах, в которых было по сотни человек в Тихом океане, далеко от
берегов Америки.
Своим путешествием на плоту "Кон-тики" выдающийся ученый, путешественник
наших дней, антрополог, археолог Тур Хейердал подтвердил это. Найденные,
например, им на острове Пасхи "говорящие" дощечки "ронго-ронго" по форме письма
напоминают древние письменности майя, уничтоженные испанскими инквизиторами, от
которых до наших дней сохранились всего три памятника, представленные в
библиотеках Европы. Попытка прочесть эти "ронго-ронго" Т. Хейердалом и другими,
до сих пор не принесла успеха. Да и в прочтении древних письменностей майя,
несмотря на определенные успехи, сделанные в этой области нашим ученым Ю.
Кнорозовым, еще не все вопросы решены. Как отмечает В. Вахта, главная причина
этого состоит в том, что "никем еще не был предпринят серьезный поиск
лингвистического ключа к содержанию ронго-ронго в южноамериканской археологии и
этнографии" [46].
Как и Тур Хейердал, так и другие ученые говорят о наличии значительного слоя
индейских слов в языках многих племен, населяющих острова Тихого океана. Это
дает основание думать, что в заселении этих островов со стороны материка Америка
были и индейцы как майя, ацтеки, инки. В этом свете можно попытаться понять
этимологию "Кон-тики", названия плота из басальтовых бревен в книге Тура
Хейердала, заимствованного из легенды инков. "Кон", как отмечает Тур Хейердал, в
языке инков означает "Солнце". Как уже мы видели выше, и в языке майя "К'ин"
означает также "солнце", "день". А "Тики" означает "Бог", "Предводитель". В
языке инков есть слово тэки в смысле предводитель , ведущий , "идущий во главе",
из чего и слово "тики". В тюркских языках слово "тэкэ" одновременно означает и
производителя барана, а также предводителя овечьего стада.
И.К. Федоров также находит определенное сходство между языками кечуа и
полинезийскими, в том числе с языком аймара [47].
Кажется, что нахождение языка-ключа к письменам ронго-ронго вот-вот произойдет и
уже стучится в дверь.
Таково вкратце состояние сравнительного изучения языка индейцев Америки с
алтайскими, тюркскими языками. К ним можно добавить работу польского ученого Т.
Милевского, который на основе типологического изучения фонетики, говорит о
наличии сходства между азиатскими языками и языками индейцев Америки [48].
Среди ученых существует мнение о заселении Америки из Азии. И именно через
районы Чукотки и через Алеутские острова. Нам хотелось бы соединиться к этому
мнению не полностью, поскольку есть ряд факторов, которые говорят, что заселение
Америки шло и через Тихий океан. Этот вопрос требует самостоятельного
рассмотрения. Тем не менее нужно отметить, что гипотеза подтверждается и
языковыми материалами. Отдельные ученые находят в языках некоторых индейцев
Америки следы и китайского, японского, корейского языков [49].
Эта мысль о возможности таких контактов подкрепляется и археологическими
находками в Центральной Америке предметов японского происхождения.
Работ, посвященных изучению следов японского, китайского, корейского языков
в языках индейцев Америки не много, в этих работах еще меньше примеров лексики
этих языков, встречающихся в языках индейцев. Интересно, что в них не говориться
о сходстве морфологических, фонетических характеристик языков. В рассмотренных
работах О. Рерига, С. Викандера, Б. Феррарио приведены около сорока слов
японского, китайского, корейского языков, встречающихся в языках индейцев.
Чтобы понять те громадные трудности, которые стоят перед учеными в области
сравнительного изучения индейских языков с языками алтайскими, сделаем небольшой
экскурс к истории заселения Америки. По мнению большинства ученых, заселение
Америки из Азии происходило 20-30 тысяч лет тому назад. Отдельные ученые
отодвигают эту дату даже на 50-100 тысяч лет. Считается, что заселение Америки
происходило в ледниковые периоды, а именно, в последний ледниковый период, когда
значительное количество океанских вод превратилось в ледники на полюсах и это
открыло сухопутный путь от Азии в Америку. Хотя теория заселения Америки через
Чукотский мост, Алеутские острова является в основном признанной среди многих
историков, но в ней имеются и некоторые слабые стороны, что вызвало серию новых
гипотез в этом вопросе.
Есть теория о заселении Америки из Европы, из Африки, что она была заселена
финикийцами, ассирийцами, троянами, римлянами, этрусками, греками, евреями,
индусами и другими, что эти переселения происходили через Атлантиду, которая,
якобы, находилась в свое время в районе Атлантического моря... Для подтверждения
своей теории их авторы приводят и примеры о наличии в Америке грандиозных
памятников, якобы, построенных по образцам египетских пирамид, и т.д. В
отдельных индейских языках находят и баскские слова, народа, ныне живущего в
Испании, которые в свое время были известными мореходцами, отдельные
представители которых, оказавшись в воде океана, конечно, могли попасть и в
Америку. Когда в глубинных районах Америки нашли еврейское поселение, начали
утверждать, что культура индейцев майя, кечуа была создана ими. Но исследования
показали, что они переселились в Америку уже после его открытия, избегая
преследований в Европе.
Была выдвинута гипотеза о существовании своей Атлантиды в Тихом океане,
между Азией и Америкой, которую назвали Мо. Вот он, якобы, был мост между Азией
и Америкой. Даже есть теория, что внук Чингиз-хана Кублай-хан (Хублай-хан)
(1216-1294) с огромным количеством войск в 800 судах, отправились на покорение
Японии, заблудился и попал в бурю и течением Куросиво был занесен в Америку и
они, якобы, создали там эти огромные сооружения.
То, что на берегах западной Америки находят керамические изделия японского
происхождения, в языке индейцев встречаются элементы японского, китайского,
корейского, баскского языков - вес это можно понять. Да и в антропологическом
отношении индейцы не составляют единую расу. Там имеются индейские племена
карликового роста, напоминающие пигмеев Африки; жили в южной оконечности
латинской Америки и высокие, стройные патагонцы. Среди индейцев много не только
монголоидов, но и европоидов, и племена, находящиеся в антропологическом
отношении между этими расами [50].
Как видим, для разных гипотез о заселении Америки есть определенные
основания, факты, которые невозможно объяснить лишь теорией о заселении этого
материка лишь через Чукотку, через Алеуты, лишь из Азии. Основание для такого
утверждения имеется и в мифологии самих индейцев. Так, среди индейцев
Центральной Америки бытовала легенда о том, что их вождями в прошлом были белые
люди, которые привели их в Юкатан, а затем уплыли обратно в океан, обещав
вернуться потом. Незадолго до высадки испанцев в Юкатан, вождь индейцев майя
видел сон (а снам они придавали вещее значение), что скоро вернуться их белые
вожди. И когда испанский авантюрист Кортес с кучкой головорезов высадился на
берег, индейцы встретили их как своих вождей, с великими почестями, чем и
пользовался Кортес и с кучкой бандитов сумел покорить и разграбить многотысячный
народ.
Сейчас считается, что среди индейцев майя, ацтеков были и белокожие люди.
Когда антропологи интересовались группой крови индейцев, то обнаружили, что нет
среди них людей с группой крови "А". Серологические же исследования останков
вождей показало, что они имели кровь группы "А", что присуща народам Старого
Света.
Вот факты, которые послужили поводом к появлению новых и новых гипотез о
заселении Америки в глубокой древности.
К этим фактам можно добавить и другие. Среди них укажем на путешествие Тура
Хейердала на тростниковых судах "Ра 1", "Ра 2" с берегов Африки в Центральную
Америку. Норвежский ученый этими плаваниями доказал возможность заселения
Америки и из Африки. Он установил, что очень много сходного в построении
камышовых лодок в водоемах Перу, Мексики, Чили в Америке и в Нигеру, Чили, Чаде
в Африке. Для "плетения" из тростников судов в Египте были приглашены индейцы
кечуа из района озер Титикака. Все это дает ему основание говорить, что дорога в
Америку была известна народам Африки, Азии, Европы. Дорогу туда знали и народы
Скандинавии [51].
Наличие контактов в далеком прошлом Африки и Европы с Америкой в доколумбовский
период установлено и новыми фактами [52].
Так что в свете новых фактов уже невозможно утверждать, что заселение
Америки шло лишь через Чукотку, Берингов пролив и через Алеутские острова, что
не попадали в Америку из Азии и водным путем, и из Европы и из Африки, и через
Океанию. На возможность проникновения в Америку через Океанию из Азии можно
говорить и на основе геологических изменений суши в исторический период, когда в
Америку можно было попасть путем каботажного плавания через Океанию [53],
как были потом заселены острова Океании, Австралия, Новая Зеландия.
Снова вернемся к вопросам языка. Среди языковедов-индоевропейцев существует
мнение, что даже при обычной, мирной жизни народа, не подвергшегося каким либо
невзгодам или природным катаклизмам, вызвавшим коренные изменения, в условиях,
когда он проживает почти без контактов с другими народами, из его языка а
течение одного столетия выпадает около 15% прежнего лексического состава и
заменяется новыми словами. Что будто-бы, через две тысячи лет от коренных слов
языка практически не остается ни одного прежнего слова, или же они изменяются до
неузнаваемости. Вспомним, что если переселение в Америку его коренных обитателей
произошло хотя бы около 10 тысяч лет тому назад, там уже через одно, два
тысячелетия в языке индейцев не должно было остаться ни одного слова,
принесенного ими со Старого Света. Предки индейцев, покинув Старый Свет, десятки
тысячи лет жили изолированно от Азии, Европы, Африки, если не считать отдельные
возможности просачивания иноплеменников в последующие десятилетия из этих
материков, которые даже при этих случаях не могли привести к изменению сути
языка индейцев или же к замене их языка. Можно утверждать, что язык индейцев
Америки развивался в своей родной, совсем другой, в сравнении со Старым Светом,
стихии, под влиянием иных природных, климатических, географических условий, и
они не знали многих общественных формаций развития, пройденные народами Старого
Света.
Все эти многие тысячелетия носители алтайских, тюркских, индоевропейских
языков жили в иных природных условиях, вели отличный от индейцев образ жизни, в
теснейшем общении с соседними народами в больших регионах Европы, Африки, Азии.
Все это не могло не привести к огромным изменениям не только в их словарном
составе, но и в изменении в области фонетики, грамматических форм. До открытия
Америки, да и после ее открытия не могло быть контактов между языками индейцев
Америки и тюркскими. Вот когда представишь все это, даже нахождение 5-6 слов в
языке индейцев, близких или тождественных с тюркскими языками, должно было
показаться удивительным фактом, как гром среди ясного дня. Как мы уже видели,
таких слов сотни, кроме того, очень много тождеств и в фонетике, и грамматике.
Тут надо сказать, что система ударений также тождественна: как в указанных
индейских языках, так и в тюркских, ударения падают на последний слог, как во
французском языке.
Конечно, в разных неродственных языках можно встретить отдельные слова,
произносимые одинаково, но, как правило, они по смысловому значению будут
определять разные понятия. Вряд ли можно найти среди неродственных слов
пять-шесть слов, которые как по фонетике-произношению и по семантике были
тождественными. Здесь мы заранее исключаем звукоподражательные слова, которые
встречаются и между неродственными языками. В разных языках даже
звукоподражательные слова в определенной мере отличаются, что связано со
свойством речи разнородных языков. Так чихание, казалось, явление физиологически
одинаковое для природы человека, и то имеет различную звуковую окраску,
фонетическое различие: Русский - апчхи
татарский - аптчех
английский - атчу
немецкий - хатши
французский - атшуэн.
По наблюдениям доцента Казанского университета Д.Ж. Бакеевой, занимающейся
сравнительным изучением английского и татарского языков, сходные по фонетике в
этих языках имеются всего шесть слов [54]:
На английском языке На татарском языке
done (сделанный) дан (слава)
girl (девочка) гел (цветы)
tall (высокий) тал (ива)
tan (загар) тем (кожа)
tar (делать) тар (узкий)
baby (ребенок) бэби (ребенок)
Из этих слов только одно слово схоже по фонетике и смыслу в обоих языках:
это "бэби". Да и при этом в английском слове "baby" имеется ударение в первом
слоге, а в татарском "бэби" - во втором слоге.
Несмотря на то, что русские и татары испокон веков живут в теснейших
контактах, вряд ли удастся найти одно-два слова между этими языками, которые
были бы сходны или тождественны как по произношению, включая ударение, так и по
смыслу. Конечно, исключая русские заимствования из татарского и наоборот, а
также общие зависимости из других языков, и звукоподражательных слов и слов,
подвергшихся народной этимологии. Проверить это посильно всем читателям этих
строк, стоит лишь взять в руки русско-татарский или татаро-русский словарь.
(Попробуйте!). Конечно, для этого пункта нужна и определенная филологическая
подготовленность, ибо есть заимствования такие, у которых не так-то легко
обнаружить их основу, которые можно признать как самостоятельные параллели.
Например, "кочевать" (от татарского "кyчену", "кyчy" - в смысле "переезжать"),
("лошадь") (от татарского "алаша" - "мерин"), "чалый", "каурый", "тьма" и т.п.
В наше время считается признанным, что индоевропейское генеологическое
дерево языков включает в себя, казалось бы, совсем отличные друг от друга языки:
итальянскую и балтийскую, кельтскую и романскую, славянскую и индоевропейскую,
тахарскую и хетто-лувийскую ветви, в каждой из которых еще до десятка языков.
Для доказательства генетического родства этих языков часто приводят
древнеиндоевропейское Слово "пять" - "пенкве", которое в латыни звучит "квинке",
в древнегреческом "пенте", в санскрите - "панча", в хинди - "панч", в русском -
"пять" и т.д. (Не могу не удержаться сказать о "пять" и на татарском языке
"биш", в котором есть что-то близкое с этим "панч". А вот число "пятьдесят" в
татарском образован не из "пять" (50 - "илле"), как в русском языке
"пять+десять").
Неспециалисту покажется неубедительным, что русский, хеттский, армянский,
прусский, литовский, латинский, английский, албанский, курдский, таджикский,
ирландский и др. языки имеют одно общее происхождение, относятся все к
индоевропейским языкам. Между многими этими языками различия настолько велики,
что даже вызывает сомнение у ряда языковедов об их родстве в прошлом. Так,
фонетика, морфология, синтаксис русского и английского, английского и немецкого
отличаются друг от друга как небо от земли, а также у многих языков этого древа.
Благодаря исследованиям тысячи и тысячи ученых-языковедов десяток стран в
течение нескольких сотен лет удалось установить, что эти языки происходят от
одного общего праязыка, являются генетически родственными. Как уже отметили,
между отдельными этими языками различия так велики на всех уровнях, тогда как
между отдельными индейскими и тюркскими языками кажется нет таких различий;
очень много сходного и тождественного и в грамматических, морфологических
формах, да и в строе языка, интонации, ударениях, лексики и т. д.
Как уже отметили, в сравнительном изучении индейских языков с тюркскими
практически делаются лишь первые робкие шаги в этой области, это еще первые
капли в океане будущих исследований. Но даже в этой капле ясно видно наличие
такого сходства, тождества между ними, как нам кажется, не является
случайностью.
Все те, кто занимается этногенезом индейцев Америки, а таких работ не мало,
ограничиваются изучением этого вопроса лишь в антропологическом плане. Мне не
встретилась ни одна работа по этногенезу индейцев, в которых привлекались бы
лингвистическая археология, без которых обычно трудно правильно решить вопрос
этногенеза народа.
Видимо, уместно отметить, что все, кто пишет о песнях индейцев, отмечают,
что их музыка по своей мелодии представляет пентатонику [55],
что является характерной особенностью музыки ряда тюркских народов (в том числе
и татарской народной музыки), и ряда других народов Азии - монголов, китайцев,
японцев, корейцев и других (языки последних стоят далеко от тюркских).
Пентатоничность народной музыки этих нетюркских народов можно понять, если
вспомним, что в прошлом они жили в тесном контакте с тюркскими народами, в
этногенезе некоторых их них тюрки сыграли не последнее место. И тем, что
японский, корейский, монгольский языки входят в алтайскую семейству языков.
Видимо, и пентатонику музыки индейцев Америки можно объяснить, исходя именно из
их генетического родства с урало-алтайскими языками.
В этом вопросе может быть произведено и сравнительное изучение фольклора,
обычаев индейцев Америки с тюркскими. В этом свете хочется сослаться на работу
Марии Эстман, которая жила семь лет среди индейцев сиу и выпустила, записанные
от них, сборник их легенд [56]. В
ее сборнике мое внимание привлекла одна легенда о сотворении Земли, которая не
только в типологическом плане, но и в смысле образов и сюжета очень близка с
легендой качинских татар, записанной Н.Ф. Катановым в конце прошлого века [57].
Это легенда о том, как птица-бог создала Землю. Для этого она нырнула в океан и
оттуда в своем клюве подняла кусок земли, из которого затем выросла Земля.
Интересно, что эта легенда широко распространилась среди индейцев Америки, среди
племен, живущих в Океании, среди народов Азии, чего не знает фольклор народов
Европы, Африки. Кроме того, в литературе имеются работы, в которых говорится о
близких формах быта, обычаев индейцев Америки с таковым у киргизов, тувинцев,
якутов...
Сравнительное изучение отдельных индейских языков с тюркскими, а также с
другими языками Старого Света обещает многое, как для истории самих индейцев,
так и для истории народов других частей света. Прежде всего, исследования в этой
области поможет решению вопроса об урало-алтайском семействе языков, являющегося
предметом дискуссии уже более двух веков. Исследования в этой области откроют
возможность и для выяснения, уточнения ряда спорных вопросов истории заселения
Америки, этногенеза, классификации индейцев Америки, возможно и истории миграции
народов, заселения островов Океании.
В настоящей работе сделана попытка вкратце ознакомить читателей с состоянием
сравнительного изучения языков индейцев и поделиться своими некоторыми
наблюдениями о возможном родстве отдельных индейских языков с тюркскими.
Занимаясь историей книги, я неожиданно натолкнулся на письмо О. Рерига
Ибрагиму Халфину и это привело меня к индейцам Америки. Я рад этому случаю,
благодаря чему открыл для себя еще один прекрасный мир.
Открытие Америки явилось, наряду с великими изобретениями, мощным стимулом в
развитии культуры Старого Света, который обогатился великими достижениями и
опытом индейцев Америки, ускорившие прогресс человечества. Достаточно упомянуть,
что Старый Свет воспринял от индейцев Нового света неизвестные ранее европейцам
с. х. культуры, т. е. индейцы сделали великий вклад в области сельского
хозяйства. Почти половина продуктов питания, чем пользуется человек, без чего
наша жизнь была бы бедной, открыты и выращены индейцами. В том, что на наших
столах имеется картофель, томаты, перец, кукуруза, кабачки, фасоль, арахис,
какао, подсолнух и другие культуры, мы обязаны индейцам. Мы обязаны им и за
каучук и за другие технические культуры. К сожалению, от них мы приняли и табак.
Считаю уместным закончить эту книгу словами русского ученого,
археолога-историка Г. Матюшина, который на основе исследования черепа
древнейшего человека, найденного около с. Давлеканова в Башкирии,
восстановленного известным антропологом-художником, профессором М. Герасимовым,
писал, что "на нас смотрел, словно сошедший со страниц романа Фенимора Купера,
бесстрашный охотник за бизонами!
Индеец на Южном Урале?
Да. И мало того, этот праиндеец, если можно так сказать, всем своим
антропологическим обликом был связан не только с азиатскими своими
современниками, сколько с людьми европейского типа.
Открытие у с. Давлеканова позволяет предположить, что в формировании так
называемого палеоиндейского, американоидного населения Нового Света принимали
участие не только выходцы из Азии, но и жители Европы [58].
Вместо заключения
В октябре 1974 года на расширенном заседании кафедры татарского языка
Казанского университета, где приняли участие и ученые Казанского педагогического
института, я впервые сделал сообщение о своих находках и выводах о возможном
родстве отдельных индейских языков с тюркскими. На наличие лексических
параллелей в языке древнего майя, одного из индейских языков, с тюркскими,
оказывается, обратил внимание и врач из г. Сочи М. Арибжанов, который на этом
заседании также поделился своими наблюдениями. Хотя сообщения эти были выслушаны
с большим вниманием, но широкого обсуждения наших находок и выводов не
состоялось. Наши ученые не были готовы к принятию наших выводов, хотя никто из
выступавших конкретно не смог возразить нашим наблюдениям, нашим доводам и
примерам. Было констатировано, что вопрос о возможном родстве этих языков
требует дальнейших поисков и новых доказательств.
Свои находки и наблюдения затем я в краткой, сжатой форме изложил в
небольшой статье, которая в 1976 году была опубликована в научном сборнике
Казанского педагогического института "Вопросы тюркского языкознания", куда вошли
и материалы, собранные М. Арибжановым.
На эту работу первой отозвались В. Мисявичус, доктор филологических наук,
старейший научный сотрудник Академии наук Литовской ССР, владеющая караимским
языком, относящимся к тюркской группе языков. В ее статье, являющейся в основном
изложением нашей работы, которая появилась в журнале "Наука и жизнь" (Moklasir
gyvenimas) в 1976 году, она делает вывод о правомочности нашей гипотезы.
В 1977 году во втором номере журнала "Советская тюркология" появилась
рецензия известных языковедов-тюркологов Ф.С. Сафиуллиной и С.М. Ибрагимова на
указанный сборник, где рецензенты изложили нашу гипотезу, не высказав никакого
возражения или замечания о наших наблюдениях. В 1978 году в номере три этого же
журнала доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института
языкознания АН СССР, крупный специалист по истории лексикографии тюркских языков
К.М. Мурзаев, ссылаясь на наши с М. Арибжановым статьи, высказал свое мнение,
что эти работы заслуживают самого серьезного внимания. Эту же мысль он повторил
в своей монографии "Лексикология тюркских языков" [59],
где наши наблюдения и предложения ученый рассмотрел в более широком плане
истории возникновения тюркских языков и регионов их распространения в глубокой
древности.
К нашим работам обращается и известный ученый-языковед, профессор М.З.
Закиев, занимающийся историей тюркских языков, который связывает истоки
древнетюркского языка с языками древней Азии и языками индейцев Америки. В
рецензии на монографию М.З. Закиева "Татар халкы теленен барлыкка килуе" [60], в
которой автор использует и наше исследование [61] и
К.З. Зиннатуллиной и Р.А. Юсупова [62]
также отмечается, что такой подход является плодотворным.
В 1976 году Комиссия географии Америки Географического общества СССР
опубликовала нашу статью "К вопросу о генетическом родстве отдельных языков
индейцев Америки с тюркскими" [63],
которая сопровождается статьей-рецензией известного ученого Л.Н. Гумилева под
названием "Дакоты и Хунны, (К статье А.Г.Каримуллина "К вопросу о генетическом
родстве отдельных языков индейцев Америки с тюркскими)". Л.Н. Гумилев, будучи
историком истории древних тюрков и народов Дальнего и Среднего Востока
Азиатского континента, владеющий тюркскими языками, принимает нашу гипотезу,
более того, он ставит вопрос на основе наших наблюдений и о возможных связях
индейцев дакота с хунну.
Спустя почти десять лет некоторые участники заседания, где я и М. Арибжанов
доложили свои наблюдения, говорили, что они тогда были ошеломлены и не были
готовы принять наши гипотезы, а сейчас наши гипотезы их уже не удивляют, ибо они
имели возможность сами наблюдать и встречать лексические параллели между языками
индейцев и тюркскими.
Наша работа вызвала большой интерес у языковедов и других тюркских народов.
Ее начали излагать на страницах печати и других тюркоязычных публикациях. Из
таких работ можно указать на статьи С. Нуржакиянова "О родстве тюркских языков с
языками индейцев Америки" [64],
Е.Кажыбекова Являются ли родственными языки индейцев с алтайскими языками" [65],
которые, излагая нашу статью идут и дальше: примеры из языков индейцев Америки,
приведенные в нашей работе сравнивают с лексикой казахского языка и ставят
вопрос об отношении алтайских языков к языкам индейцев. Ни в одной из работ, в
которых ссылаются на наши статьи, мы не встретили ни одного возражения или
сомнения на выдвинутые нами положения и выводы.
В науке неожиданные открытия, как правило, не получают на первых порах
признания. Сперва такого рода открытия не признаются из-за их неожиданности, без
всякого доказательства - по "причине" - что "этого не может быть, потому что
этого не может быть". Со времени выступления в печати Отто Рерига (1871) прошло
более чем сто лет. Хотя, как уже знаем, увидели близость отдельных языков
индейцев с тюркским и некоторые другие западно-европейские ученые, их наблюдения
также остались вне внимания других ученых - языковедов. Как знаем, умалчивание
есть также форма непризнания научных открытий.
В нашей стране, мы, по-видимому, с М. Арибжановым являемся первыми,
обратившими внимание на близость языков индейцев Америки с тюркскими. Как видно
из приведенного обзора библиографии о наших наблюдениях, они начали получать
поддержку со стороны специалистов тюркологов-языковедов. Наверное, сейчас можно
говорить, что наступил второй этап признания этого открытия, когда среди ученых
начинают говорить: "В этом что-то есть".
Третий этап научного открытия - этап окончательного признания
характеризуется формулой - "Это так и должно быть". Чтобы помочь наступлению
этого этапа, необходимо широким фронтом вести дальнейшие исследования. Для этого
необходим приток новых исследователей, заинтересованных в решении этой
интересной научной проблемы. Необходима новая методология исследований,
разработка статистических признаков и параметров сравнения языков, критериев и
количественных оценок степени их "похожести" и т. д., которые могли бы дать
новые качественные результаты. В настоящее время это становится возможным на
базе применения средств современной компьютерной информационной технологии.
В предлагаемой читателю работе преследовалась скромная цель - рассмотреть
новые аспекты генетического родства этих языков, а также обсудить некоторые
вопросы сходства этнографических, фольклорных элементов, не носящих однако
типологического или генетического характера, и тем самым пробудить интерес
читателя к этой интереснейшей проблеме поиска истоков генетического родства
тюркских и индейских языков.
Абрар Каримуллин
Казань, март 1994 г.
Перечень ссылок:
[1] Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей
императорского Казанского университета. (1804-1904). Часть первая. Казань,
с.90-92
[2] Каримуллин А.Г. Заметки об архивах и документах. - Исторический архив,
1958, № 5, с.223-224.
[3] Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар
Поволжья. (1800-1861). Казань, 1972, с.135-139.
[4] Roehrig F.L.O. Eclaircissemenls sur quelques particulares des langues
Tartares of Finrioises. Paris, 1845. 26 pp.
[5] Who was who in America. 1897-1942. Washington, 1943, p. 1050.
[6] Roenrig F.L.O. The German student's first book... New York, 1853. 32
pp.; - The shortest road to German. Ithaco, 1874. 255 pp.
[7] Rachrig F.L.O. Astor library New York. Catalogue of books in the Astor
Library, relating to the languages and literature of Asia, Africa and the Ocean
Islandes. New York, 1854, 424 pp. - В разных работах на разных европейских
языках фамилия автора пишется: Rochrig, Rating, Rohrig, Roehrig...
[8] Rochrig F.L.O. The language of the Dakota or Sioux Indians. Washington,
1872, 19 pp.
[9] Rochrig F.L.O. De Turcarum linguae indole ac natura scripsit.
Philadelphiae, 1860. 30 pp.
[10] Annual report of the Board of regents of Smitsonion Institution, shown
the operations expenditures and condition of the institution for the year 1871.
Washington, Government printing office,1872.
[11] Rochrig F.L.O. The language of the Dakota or Sioux Indians. Washington,
1872. 19 pp.
[12] Народы Америки. Т.1. М., 1959, с. 28-29.
[13] Williamson R.J.A. English - Dakota school dictionary. Тору Ouye Press,
1866. 144 pp.
[14] Riggs S.R.A. Dakota - English dictionary. Washington, Government
printing office, 1890. X, 665 pp.
[15] Riggs S.R.A. Dakota - English dictionary. Minneapolis, Ross and Haines,
Inc., 1968. X, 665 pp.
[16] Gudde E.G. California Place-Names. Berkley and Los-Angelos, University
of California Press, 1944. XXVIII, 431 pp.
[17] Swan ton J.R. Terms of relationship in Timuca. Washington, 1916, pp.
451-462. (Extract from the Holms Anniversary volume).
[18] Кребер Т. Ищи в двух мирах. Биография последнего представителя
индейского племени яна. М., Мысль, 1970, 207 с.
[19] Для желающих более близко знакомиться с индейцами сиу можно
рекомендовать:
1) Нажин Мато. Мой народ сиу. Мемуары вождя индейского племени Оглало-Сиу.
Сокр. перевод А.Макаровой. М., Молодая гвардия, 1964, 182 с.
2) Eastman M. Dahcotoh, or life and legends of the Sioux. New York, John
Wiley, 1849. XI, XXXI, 268 pp.
3) Hassarik B. The Sioux life and customes of Warrior society. Oklahoma -
Norman, University of Oklahoma Press, 1964. XX, 337 pp.
4) Hyde G.E. A Sioux chronicle. Oklahoma University of Oklahoma Press, 1956.
420 pp. a.o.
[20] Народы Америки. Этнографический сборник. М., 1959, с. 16.