СТУПЕНИ ПОСВЯЩЕНИЯ (БУРЯТСКИЙ ШАМАНИЗМ)
Чтобы стать шаманом, человек должен был, прежде всего, обладать
наследственностью - утха (шаманский корень), т.е. иметь предка шамана.
Подтверждением его "избранности" являлся какой-либо отличительный знак на теле
- тэнгэрийн тэмдэг (божественная отметина): необычное пятно на коже,
раздвоенные пальцы, странности в поведении. Считалось, что истинный шаман
должен был иметь лишнюю кость и, что лишь люди, чьи души учились на том свете
шаманской грамоте, могут сделаться хорошими шаманами. Стать шаманом по желанию
было невозможно. Духи приходили к избранным сами, не подчиняясь ничьей воле.
За время своей жизни шаманы в зависимости от своих способностей получали
посвящения. Степеней посвящения у сибирских шаманов насчитывалось девять. В
зависимости от звания шаман мог иметь свой бубен, железную корону, боевой плащ
и проводить все более сложные обряды. Самое высокое звание - заарин (9
посвящение) было редкостью уже в XIX в. Чтобы убедить зрителей в своих
духовных силах, шаман девятого посвящения мог возноситься в воздух и парить
над кронами деревьев. Первые шаманы, согласно древним преданиям, действительно
летали в облаках на своих конях и совершали чудеса, которые их современные
потомки повторить не могут.
Первая ступень: Ябаган-боо (начинающий познавать шаманскую науку), обычно
помощник более известного шамана. Мог только совершать возлияния молоком или
чаем простым духам, ублажая их, чтобы они не препятствовали чему-нибудь.
Вторая ступень: Дуhалгын-боо (имеющий право обращаться к духам огня, эжинам
местности и духам предков). Мог совершать возлияния в добавок к молоку и чаю,
тарасуном и топленым маслом.
Третья ступень: Хаялгын-боо (имеющий право обращаться к более высоким духам
-Хаатам и брызгать вверх). Он имел право делать кровавые жертвоприношения
белым бараном.
Четвертая ступень: Ёдоотой-боо (законный шаман). Принявший присягу у
священного места и имеющий право делать жертвоприношение всем духам, которых
знал. Ему разрешалось делать жертвоприношение, как белым, так и черным или
любой другой масти бараном.
Пятая ступень: Хэсэтэ-боо (получивший бубен и способный уходить в транс).
Мог совершать шаманское путешествие для исцеления души больного и делать
жертвоприношение бараном или козлом любой масти всем хаатам, заянам и эжинам.
Шестая ступень: Хорьботой-боо (получивший шаманский посох с конскими
копытами). Имел право делать жертвоприношение конем, быком. Умел впускать в
себя духа "онго" без бубна и без призываний, лишь немного сосредоточившись.
Седьмая ступень: (получивший железную корону с оленьими рогами и шаманский
плащ с железной накидкой). Имел право делать все необходимые обряды и посвящал
в шаманы начинающих. Мог иметь до трех бубнов. Только после седьмого
посвящения шаман имел право посвящать в шаманские степени других шаманов.
Восьмая ступень: (имеющий все). Имел всю необходимую шаманскую атрибутику и
бубны разных размеров. У выдающихся шаманов было по несколько десятков бубнов.
Знал глубоко всю шаманскую науку и имел право проведения сложных шаманских
обрядов. Мог вызывать дождь и ветер.
Девятая ступень: (высший сан посвящения, познавший истину в шаманизме). Мог
быть вестником Тэнгэри, способен был проявлять различные чудеса, в т.ч.
левитировать - подниматься в состоянии "онго" выше верхушек деревьев,
пророчествовать и свободно общаться со всеми духами и путешествовать между
всеми мирами .
ШАМАНСКИЕ ПРАКТИКИ
Шаманские практики схожи во всем мире, в большинстве описаний много общего:
применение галлюциногенных веществ, бубна, танца, символического шаманского
костюма, помощь окружающих (их вера в силу шамана) в обряде, экстаз шамана -
по-бурятски "онго оруулаа" (пустить в себя "онго"). Онго - транс, особое
возбужденное состояние, сопровождаемое плясками и камланием (бессвязное
бормотание и заклинание духов).
Заклинание духов считается важным проводить по памяти, правильно и
уважительно обращаясь от низших духов к высшим. Заклинания нельзя читать с
текста - их следует произносить наизусть на родном языке духов. Произносить
шаманскую молитву - дурдалга - простому человеку вне обряда, ради развлечения
категорически запрещалось, иначе боги или духи накажут. Обращаться к
шаманскому обряду без важных на то оснований было также нельзя.
К возбуждающим и галлюциногенным веществам относятся - табак, грибы, пейот,
наркотик ЛСД. В качестве психоделики в Сибири предпочитали гриб Amanita
muscaria - красный мухомор, который употребляли в засушенном виде. В Южной
Америке наиболее сильнодействующими считаются кактус пейот (К. Кастанеда) и
йаге (М. Харнер).
Магическая музыка с ритмической барабанной дробью, звук трещоток,
раскачивание в трансе и особые танцевальные движения с закрытыми глазами
способствуют стимуляции работы мозга. По свидетельству Майкла Харнера, ритм в
200-220 ударов в минуту способствует шаманскому путешествию с первой попытки
для 90% обучающихся. Правильная магнитофонная запись барабанного боя, по
мнению М. Харнера, может оказаться эффективным средством для помощи вхождения
в шаманское состояние сознания, однако, по свидетельству практикующих
сибирских шаманов, они предпочитают ритм барабана в такт своему сердцебиению.
У каждого шамана свой строго индивидуальный ритм. Прослушивание магнитофонной
записи чужого барабанного боя, равносильно ускоренному режиму чужого такта, и
может оказывать угнетающие воздействие на психику человека. Доказано, что
ритмический барабанный бой воздействует на активность мозга. В терминах
шаманизма в бое барабана закодирована информация необходимая для перехода в
тонкий мир.
Бубен является одним из главных атрибутов шаманского культа. Его хранили в
вертикальном положении и следили, чтобы он оставался "живым", чтобы дух не
покинул его, чтобы отверстие на коже бубна не затянулось. У шаманов высокого
уровня посвящения могло быть много бубнов. Чужими бубнами пользовались редко,
если такое случалось, то его предварительно обязательно "очищали" дымом от
огня, сжигая в огне богородскую траву, можжевельник или пихтовую кору - жодоо,
взятую с живого дерева со стороны восхода солнца. Бубен, показавший свое
бессилие при лечении больного (если больной умер), становился непригодным для
своего дальнейшего использования.
Наличие шаманского костюма с железными подвесками, изображающих зверей и
птиц - помощников шамана - в его путешествии было не обязательным условием для
вхождения в состояние "онго". Опытный шаман, высокого посвящения, мог
совершать шаманское путешествие в другой мир за утраченной силой без
использования бубна и без шаманского костюма. У современных бурятских шаманов
не сохранились старинные шаманские костюмы и свои обряды они выполняют сейчас
в национальных костюмах или даже в современной одежде.
Для обрядов, кроме привычных шаманских атрибутов, могут использоваться
необычные камни: небесные камни (буудал - метеориты), нефрит, кварц. Предметы
силы, используемые в шаманской практике, бережно хранятся завернутыми в
материю в потайных местах, чтобы никто не мог случайно их увидеть. Шаман
считает, что надо знать историю вещи, - вот почему магические предметы
необходимо найти самому в чистой местности. Настоящий шаман собирает их всю
жизнь. "Когда вы гуляете по лесу или бродите по диким местам, ищите предметы
для шаманской работы. Те, которые чем-то привлекают Вас, могут обладать силой.
Предметы силы нельзя показывать посторонним и говорить об этих предметах,
иначе они могут утратить эту силу".
Желаемые изменения в результате обряда могут произойти мгновенно при
правильном применении магических сил, при проведении обряда прирожденным
шаманом с предметами наделенными волшебной силой, в очищенном пространстве или
в определенных священных точках, при строгом соблюдении ритуала и точной
формулировке заклинаний. Важно место проведения обряда, время суток и года,
сила и чистота магических предметов, вера присутствующих, связь с духами и
Богами. Среди своих пациентов шаман, в первую очередь, выделяет людей, верящих
в силу шаманизма. Помощь таким людям, особенно с душевными расстройствами,
бывает наиболее эффективной. Автор книги "Дух шаманизма" Роджер Уолш,
рассматривающий шаманизм с точки зрения психотерапии отмечает эффект плацебо -
эффект веры в шаманизм, когда любое средство эффективно, при условии, если
пациент верит в то, что оно сработает.
"Шаманское путешествие" по своей сути аналогично опыту яркого сновидения,
которое в настоящее время принято называть термином "осознанный сон". С точки
зрения тибетского буддизма, пространство, по которому путешествует йог в своих
сновидениях, считаются построениями ума. Однако, шаманы больше веруют в
реальность мира духов и не соглашаются, что их яркие сновидения и общение во
время сна с умершими - только результат человеческой фантазии. Видения,
которыми сопровождается шаманский транс, широко описаны в специальной
литературе об измененных состояниях сознания. Современные исследователи
отмечают сходство переживаний, независимо от способа вхождения в измененные
состояния сознания посредством различных форм духовных практик. Другими
словами, совсем необязательно облачаться в шаманский костюм, чтобы испытать
"шаманское путешествие".
"Шаманское состояние" - одновременное нахождение в двух разных реальностях,
сопровождается трансформацией образов и самого мира: переменой в мыслительных
процессах, изменением характеристик привычного мира, единением с другими
людьми, животными, природой, Богом. В измененном состоянии сознания становится
возможным создание целых миров, рождение гор, свободный полет, с посещением
неземных мест необыкновенной красоты и божественной гармонии, которых не
бывает в реальной жизни. Если бы эти места существовали на самом деле, то они
безусловно были бы известны всему человечеству, как природные феномены
гармонии и красоты. Во время таких видений происходит более детальное
восприятие необычной реальности, чем наяву. Например, становится возможным
раздельное восприятие и отчетливая регистрация одновременно большого
количества, неуловимых при бодрствовании, разных по размеру и сверканию брызг
волны прибоя, чего не бывает в обычной жизни. Типичными для сновиденческих
образов бывает разговор с дикими животными, умершими родственниками и полеты
во сне. В результате воспоминания о "шаманском мире" оказываются
продолжительней и ярче, чем о реальных местах, посещаемых за время своей
жизни. По определению одного из основателей трансперсональной психологии
Станислава Грофа: "Увиденное не вмещается ни в какие понятия и категории.
Ошеломляющие вторжение незнакомых измерений бытия почти невозможно передать
словами. Такие переживания позволяют нам стать другими людьми, группами людей,
животными. Растениями и даже неорганическими элементами природы и космоса. В
этом процессе время перестает быть препятствием, и события прошлого и будущего
легко доступны, как если бы происходили в настоящем". Шаман не может долго
удержаться в этих местах, но в сновидениях можно вернуться на это место
повторно. Опыт подобных сновидений в настоящее время доступен не только
шаманам, но и всем желающим. С позиций неошаманизма конца ХХ века, стать
шаманом может каждый. С позиций ведущих ученых, исследующих это явление,
измененные состояния сознания - это не плод человеческой фантазии, а новый ещё
недоступный для большинства людей уровень мира.
Мир снов для шамана неразрывно связан с миром духов и важен в повседневной
жизни, но доказать реальность существования "необычной реальности" и принести
из своего "шаманского путешествия" что-либо вещественное или какое-либо
знание, которое можно было бы практически проверить в бодрствующем состоянии
ни один из шаманов не смог. Механизм забвения сверхчувственной информации,
"табу" на перенос информации из одной реальности в другую ещё не изучен.
Странные переживания во время сна и впечатляющие сны со сложной структурой
мыслеобразов, видения умерших, запоминание их слов после просыпания и т.д,
становятся для шамана неотъемлемой составляющей "шаманского путешествия". Сны
трактуются как предупреждения и становятся побудителем для проведения
различных шаманских обрядов по задабриванию духов умерших. Поиск тайного
смысла сновидения шамана - это зачастую единственный "шаманский опыт"
современных шаманов. Состояние "онго", сопровождаемое трансом, в состоянии
бодрствования сегодня чрезвычайно редко фиксируется у практикующих шаманов, и
судя по их рассказам, знакомо чаще из снов.
Характерными чертами шамана являются:
- наследственная передача
шаманского дара (утха)
- отличительный знак на теле - тэнгэрийн тэмдэг
(божественная отметина)
- способность видеть духов и общаться с ними
-
магический полет души шамана
- способность целительства
-
сверхчувственное восприятие
- укрощение огня
- понимание языка
животных
- знание обрядов, шаманских молитв и призываний, имен родовых
духов
- главный хранитель устного эпического творчества, традиций и
обычаев своего народа
ШАМАНСКИЕ СВЯТЫНИ
Шаманисты не имели специально построенных храмов. По шаманским традициям,
обожествляя природу, люди стремились поддерживать баланс в природе и своими
действиями не навредить ей. Природа была единым Божественным Храмом, к
которому относились бережно: нельзя было рубить деревья у источника,
передвигать камни, под которыми жили муравьи, мять траву, убивать животных
больше, чем нужно для пропитания и т.д.
Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли особо
как святое пространство. В таких местах - "контактной зоне" между мирами,
сооружали обо, устанавливали столбы-сэргэ и привязывали на ветки деревьев
ленты-залаа. Место объявляли священным и сюда приезжали специально для
проведения обрядов. По обычаю, который особенно соблюдает местное население,
нельзя пройти мимо такого места, не почтив духа-эжина - хозяина этого места,
иначе не будет удачи. В XVII-XVIII вв. многие шаманские святыни в Бурятии были
ламаизированы и на них стали проводиться буддийские обряды.
В Предбайкалье, Забайкалье и Монголии большое количество местных родовых
святынь, но среди этого множества, есть особенные, известные далеко за
пределами районов, почитаемые как святыни Центральной Азии. На острове Ольхон
- это Шаманская скала, местопребывание главного из 13 Небожителей - Хан
Хутэ-баабая, спустившегося на землю вершить людские судьбы и священная гора
Жима, обитель "Белоголового Орла" - Царя шаманов северного мира. В
Баргузинской долине - гора Барагхан-Уула, охраняющая буддийское учение с
севера, место пребывания хозяина Баргузинской долины - Хажар Сагаан нойона. В
Тункинской долине - гора Ундэр Мундарга, местопребывание Буха нойона -
прародителя булагатов и эхиритов, главного хранителя Тунки. В Монголии -
хребет Гурван-Богдо с тремя священными вершинами (Три божества), особо
почитаемыми всеми монголами.
Общей характерной чертой, объединяющей все эти места, является природная
красота, которая выделяет эти природные объекты из окружающего ландшафта.
Считается, что в этих местах наиболее продуктивна медитация для получения
просветления, энергии и бодрости. Уединение в таком пустынном месте является
существенной частью мистического обучения. Основная цель уединения - отвлечь
внимание от предметов внешнего мира и направить его к духовному началу.
Эффективность таких духовных практик особенно высока в местах, которые
почитаются с древних времен и считаются своеобразными "контактными зонами"
между мирами, и начинает проявлять себя в сумерках.
Выделение природных феноменов в окружающем пространстве и наделение их
сакральными свойствами известно с древности. Кроме поклонения живописным
объектам природы, известно проявление сакрального в камне или дереве. В
Ольхонском районе, например, есть береза, растущая из скалы среди пустой
степи, ставшая вследствие этого сакральным объектом поклонения для местного
населения.
НЕОШАМАНЫ ПРИБАЙКАЛЬЯ В XXI ВЕКЕ