ИСТОРИЯ ЗУНИ |
История Народа Зуни. Создатель Вселенной и первопричина всего сущего Аванавилона был в первоначальной бесконечной мгле. Из Его мысли появились звёзды и туманы, содержащие зародыши жизни. Позднее Аванавилона из своей части сделал Солнце. Потом он создал семя двух парных миров. Под воздействием лучей и тепла Солнца Великий Туман превратился в живительный дождь, который оросил Землю, так образовались Мать-Земля Авителин Тсита (Сложеная Вчетверо) и Отец-Небо Апоян Тачу (Всепокрывающий Небесный Отец). На Земле появился Великий Океан в котором появились зеленые водоросли, давшие начало первой земной жизни. Первые существа осквернили свой Мир войной и в конце концов огонь уничтожил первый Мир. Второй Мир был уничтожен льдом. Третий Мир был уничтожен Великим Наводнением. Сейчас Четвертый Мир, первые люди долго долго жили под землёй, без света и солнца, они были грязными и черными, среди них был мудрый старик Пошейянкия, который отправился через все четыре подземных мира в поисках света. Он пошел один прямо из чрева Матери-Земли Сипапу и вышел на Свет, он взмолился Аванавилоне и попросил Его чтобы Он помог людям выбраться на поверхность Земли. Два брата близнеца Ахаюта и Матсайлема услышали под Землей его молитву и возглавили поход из подземного мира Сипапу. Они шли очень долго, не один год, и вот они вышли на Свет. Это случилось в Гранд Каньоне или в пустыне Мохаве. Братья разделили Зуни на два основных клана - Людей Зимы и Людей Лета , подарили людям орудия труда и оружие, а сами стали духами удачи и войны. Вышедших из под земли людей встретил Великий Невидимый Волшебник Янаулуха. Он посадил в землю семечко, попросил дождь, и из семечка выросло первое растение, это была кукуруза. Люди поверили в Его великую силу, а Он в свою очередь научил людей соблюдать законы жизни и подарил им Жезл Силы и Жизни. Люди благодаря этим знаниям и этому жезлу преобразились и стали красивыми. С тех пор люди стали почитать всех своих героев, духов помощников и их создателя Аванавилона, который живёт в звездах, в небе, в свете, в воздухе, в облаках, в каждом мужчине и в каждой женщине. Своими предками Зуни считают народ, известный истории как Анасази. К началу 1500 года на Юго-Запад заселили многочисленные племена Навахо и Апачей. Это были народы атапасской языковой группы называвшие себя, на-дене или индэ, Зуни их всех называли одним словом Апачи, что означает враг. Апачи были охотниками, и соседство с такими относительно богатыми соседями, как Пуэбло, провоцировало их на набеги и грабежи. Зуни привыкали к таким набегам и потихоньку приспособились к отражениям подобных атак. Жизнь текла своим руслом,но в 1539 году первый европейский отряд под руководством Фриа Маркоса де Низа и его друга - бывшего черного раба, принявшего христианство - Эстебанико вступил на древнюю землю Зуни. Это была первая экспедиция конквистадоров из покорённой страны Ацтеков. Конквистадоры искали легендарные Семь Золотых Городов. Рассказы мексиканских индейцев о великолепных и огромных домах на севере, о прекрасной жизни, где люди живут в мире и возделывают прекрасные сады, возбуждали интерес испанцев, которые видели секрет такого благополучия лишь в золоте. Алчные испанцы были убеждены, что их ждут горы легкодоступного золота. Несмотря на то, что Маркос де Низа никогда не был в поселениях Зуни, его компаньон Эстебанико покинул с хорошо вооруженным отрядом основной лагерь и достиг одного из поселков Зуни. Его ждало разочарование, многоэтажные мазанки не отвечали его мечтам о великолепных храмах, которые в своё время белые открыли в Теночтитлане, а вместо золота он видел лишь груды кукурузных початков на террасах. Разочарованный Эстебанико со своим отрядом стал проповедовать христианство, уничтожая святилища Зуни, а когда те стали возмущаться, Эстебанико и его рыцари начали грабить Зуни и насиловать их женщин. Терпению Зуни пришел конец, конец пришёл и самому Эстебанико. Никто из его отряда не вернулся в лагерь Маркоса де Низа. Узнав о смерти своего друга от других местных индейцев, он в спешке вернулся назад в Мехико, где продолжил распространять страшилки о кровожадных Зуни, стерегущих золотые города. И вот в 1540 году орды испанцев под командованием Франсиско Коронадо отправляются в карательную экспедицию. 7 илюля 1540 года они высаживаются у Плимут Рока, ещё за восемь лет до первых христианских миссионеров-пилигримов. Коронадо атакует первый поселок Зуни - пуэбло Хавикку. Ничего не подозревающие индейцы оказали мужественное сопротивление, но перевес сил был на стороне коварства, лошадей, пушек, железных копий и мечей. В битве при Хавикку Зуни потеряли убитыми 20 воинов, и множество людей было ранено. Это была большая потеря для народа Зуни. Солдаты Коронадо естественно никакого золота там не нашли, но они обнаружили там огромное колличество бирюзы и серебра. К тому же, народ Зуни был известен своим ювелирным мастерством по всему Юго-Западу. Однако оккупация Коронадо была не долгой благодаря изолированности поселений Зуни от других населенных пунктов вдоль всей долины Рио-Гранде. Мало того, Зуни практически не вступали в контакт с испанцами, а те в свою очередь не приспосабливались к жизни в каменистой пустыне. В 1629 году оккупанты устраивают на территории пуэбло Зуни миссию Гвадалупской божьей матери. Но, тем не менее, испанцы оставляли свои христианские миссии, военные гарнизоны и другие инструменты своей власти. Главным для испанцев был грабительский по отношению к Зуни сбор налогов. В отношениях Зуни и испанцев историки-хронисты отмечают серьезное сопротивление со стороны коренного населения, не принимавшего насильственной аккультурации. После первых же попыток обратить насильственно Зуни в христианство с последующим обращением их в рабов, по всем индейским посёлкам прокатилась волна недовольства. В 1680 году различные племена Зуни с другими племенами пуэбло разных языковых групп объединенные общей духовностью, (теократическим правлением, архитектурой, ирригационным земледелием, жреческой религией) повсеместно подготовили план восстания и поднялись на вооруженную борьбу против европейских захватчиков. На протяжении всего периода индейские воины Зуни из всех шести поселков скрывались в священных горах Дова Ялане (Dowa Yallane) нанося сокрушительные удары испанцам. В результате восстания в 1680 году испанцы фактически были изгнаны с Юго-Запада, но двенадцатью годами позже вернулись с большой армией, чтобы отвоевать утраченные владения и силой христианизировать племена Рио-Гранде. Но это им не удалось, индейцы Зуни не крестились, а по-прежнему соблюдали свои красивые полные магии и естества обряды. В 1692 году испанцы и Зуни подписали договор о мире, после которого оставшимся в живых Зуни предписывалось компактно проживать в одном пуэбло Халона Идивана (Halona Idiwana), которое находится на западе Нью-Мексико, у самой границы с Аризоной, на северном берегу реки Зуни. В свою очередь испанцы обещали не вмешиваться во внутриплеменные дела и религиозную жизнь Зуни, а также оставить за ними огромные охотничьи участки. Оседлые и трудолюбивые Зуни согласились. Свое обьединённое пуэбло индейцы назвали Пуэбло Зуни. Это самое большое пуэбло на территории Юго-Запада США. С этих пор войны между Зуни и белыми практически не велись. Земля стала ценой мира. Но это длилось не долго, вместо горячих и алчных испанцев на земли Зуни пришли холодные дельцы и авантюристы англо-американского происхождения. 1848 год стал новым этапом испытаний выпавших на народ Зуни, в этом году англо-американские поселенцы, называвшиеся теперь американцами, провозгласили всю территорию от Колорадо до Реки Рио-Гранде американским штатом Нью-Мексико. Конечно, у Зуни - самого древнего народа этого района - никто и не спрашивал о согласии. Территория Зуни была взята под контроль правительством Соединенных Штатов. В 1850 году Зуни официально подписали бумагу о ненападении на отряды солдат американской армии и американских граждан. Через земли Зуни ринулись толпы поселенцев, главным образом в Калифорнию. Они то и приносили невиданные до сих пор болезни. В 1853 году среди Зуни началась оспа, ранее неизвестная ни одному из народов Нового Света. Есть версии о специальном распространении оспы среди индейцев через зараженные одеяла и прочие товары. Белые решили вообще искоренить таким образом всех индейцев. Вот где была первая бактериологическая война, задолго до официальной химической войны во времена Первой Мировой. Индейцы Зуни, не знающие этой болезни, вымирали тысячами. Помимо этого Зуни постоянно вели войну с традиционными врагами Апачи и Навахо. Численность Зуни сокращалась. В 1860 году Зуни подписали ещё один договор с армией Соединенных штатов. Договор был следующим: армия признавала суверенитет за индейцами Зуни и не вмешивалась в их внутриплеменные дела, взамен Зуни должны были помогать в качестве индейских проводников в отрядах американской армии и преследовать своих врагов Навахо и Апачи. В 1864 году, после того, когда части американской армии под руководством легендарного Кита Карсона сломила последние очаги сопротивления Навахо, Зуни снова обрели Мир. Зуни очень мирно жили с американцами, но постепенно их территория становилась все меньше и меньше. В 1876 году большое количество Зуни было обращено в христианство. В доктринах мормонов индейцы назывались богоизбранными людьми и потомками одного из семи колен израилевых, покинувшими Палестину в древние времена, к тому же мормоны были полигамны, так же, как Зуни, несмотря на традиционный матриархат, они отличались от других христиан и на вид казались доброжелательными. Такое христианство, по сравнению с католичеством, было более удобоваримое, и многие Зуни охотно назывались мормонами, но при этом не забывали участвовать и в традиционных религиозных обрядах. Это не противоречило пониманию Бога и религии для Зуни. Разграбление природных богатств Зуни и осквернение священных мест коммерсантами и авантюристами всех мастей нагнетали обстановку. Между тем территории Зуни продолжали сокращаться, и, в конце концов, у Зуни остался маленький клочок их родной земли. Страна Зуни превратилась в резервацию. В начале 1890 году среди Зуни появлялись пророки, говорившие о новой религии, где Христос - индеец, а белые должны уйти с индейских земель, вероятно это были отголоски пророка Вовоки из Юты и трагической судьбы индейцев Сиу, расстрелянных американской армией у Вундед-ни во время исполнения Пляски Духов. Недовольство росло, и в 1892 году произошло вооруженное сопротивление Зуни, восстание было подавлено, после чего американская армия навсегда установила свои порядки на древней земле Анасази. Зуни - любознательный народ, и многие из них поступали в высшие учебные заведения по всем США. Молодёжь возвращалась в резервацию и помогала своему народу. Благодаря образованным юристам - соплеменникам Зуни удалось после продолжительных судебных тяжб вернуть себе часть исконных земель, которые были утрачены или повреждены в результате промышленных разработок правительством США. Пуэбло Зуни сегодня. В поселке по-прежнему стоит построенная в 1629 году миссия Гвадалупской Божьей Матери, стены которой украшает древние духи Зуни - качины. В пуэбло находится оснащенный современной аппаратурой музей наследия Зуни. "Наша древняя культура, наследие предков и традиционный образ жизни поддерживает нас сегодня, в то время, когда мы становимся частью современного общества. Научно-технический прогресс не пугает Зуни, если он направлен на благо людей и не загрязняет природу. Микроволновки, интернет и CD гармонично сочетаются с нашими традициями и являются такой же частью нашей жизни. Религия, язык, сельское хозяйство, ремёсла и обычаи с почетом передаются от одного поколения к другому. На протяжении веков наши ежегодные ритуалы приносят благословение, мир, гармонию, долгую жизнь, плодородие и деторождение народу Зуни, и, как мы надеемся, всем остальным людям в мире. |
Подборка материалов В. Крекер, перевод Н. Крекер. В статье использованы: - качина-воин Сип-икне (Зуни), начало 20 в., Музей Народного искусства, Вена, Австрия; - коллекция оружия Зуни (лук, стрелы, каменный топор, танцевальный щит), 19 в., Американский Антропологический Архив, Вашингтон, США - фото - пуэбло Зуни (Э. Кертис), начало 20 в. |
Зуни |