МОКАСИНЫ ЗУНИ |
Мокасины Зуни были почти идентичными мокасинам таких народов пуэбло, как Хопи и Акома и существенно отличались от обуви пуэбло Таос или Сан-Идельфонсо, которая испытала огромное влияние прерийных культур через Апачей (Мескалеро, Кайова и Липан). Мокасины Навахо, наоборот, во многом были схожи с мокасинами Зуни. Мокасины Зуни как правило шились из достаточно толстой сыромятной кожи, которая отличалась от замшевых мокасин индейцев прерий. Характерной чертой было и то, что подошва формировалась так, чтобы иметь углубление. Подошва и верх сшивались с изнаночной стороны, а затем мокасин выворачивался, таким образом, подошва была достаточно объемной для того, чтобы линия шва не касалась земли. Мокасины Зуни и Хопи отличает ещё одна мелкая деталь: при сшивании Хопи оставляли больше запаса на шов и сильно стягивали, таким образом, что шов с наружной стороны был практически никогда не виден. Мужские мокасины Зуни шились из двух отдельных кусков кожи (причем выкройка была с вариациями), с характерным окрасом верхней части носка, а иногда и голенища в более темные тона. Чаще всего они окрашивались красной охрой и реже черной краской, при этом подошва практически не красилась, а оставалась натурального светлого цвета. Что интересно, традиционные мужские мокасины Навахо тоже имеют красный верх и светлую подошву, вероятней всего, Навахо заимствовали эту традицию у Пуэбло. Похожее цветовое сочетание "верха" и подошвы было также у Акома и Хопи. Мужские посведневные мокасины Зуни не вышивались бисером и не декорировались, чего не скажешь о ритуальных мокасинах, лишь, как исключение, на них была декоративная пуговица, чаще всего из металла. Мужские ритуальные мокасины были гораздо красивее. Верх и голенище окрашивались в белый цвет (в древности - белая глина), чаще всего краска просто втиралась руками в кожу. Горловину голенище окантовывала красная кожа с желтым ободком, окантовка имела небольшой декоративный красный шлейф, который спускался с наружной стороны мокасин. Подошва этих мокасин окрашивалась в черный цвет. Отвороты мокасин могли украшаться кружевным орнаментом, состоящим главным образом из округлых элементов. Сзади прикреплялась декоративная лента, вышитая бисером или сделанная в технике макраме шерстяными крашеными нитками. Эти ленты в основном имели водяные или небесные знаки, которые помогали Зуни выращивать свои урожаи и жить в мире и гармонии. Женские мокасины Зуни шились из двух кусков кожи, к подошве пришивался верх с голенищем до колена. Хотелось бы отметить то, что женские мокасины Хопи были гораздо длиннее, и при выделке кожи на женские мокасины часть оленьей кожи оставалась покрытой оленьим мехом и являлась декоративным хлястиком. Зуни не носили такие хлястики. Подошва женских мокасин окрашивалась в черный цвет или охру, в то время как голенище и верх носка оставался натурального светлого цвета.
Кроме того, женщины Зуни, как и представительницы многих народов пуэбло, обматывали голенище длинными бинтами из белой сыромятной кожи шириной примерно от 6 до 10 см. Такие мокасины были максимально приспособлены к данной местности, в жару их белый цвет отражал солнечные лучи, а толстая кожа оберегала от острых камней, всевозможных колючек и укусов змей. |
Подборка материалов В. Крекер. |
Зуни |