МОКАСИНЫ ЗУНИ














Мокасины Зуни были почти идентичными мокасинам таких народов пуэбло, как Хопи и Акома и существенно отличались от обуви пуэбло Таос или Сан-Идельфонсо, которая испытала огромное влияние прерийных культур через Апачей (Мескалеро, Кайова и Липан). Мокасины Навахо, наоборот, во многом были схожи с мокасинами Зуни. Мокасины Зуни как правило шились из достаточно толстой сыромятной кожи, которая отличалась от замшевых мокасин индейцев прерий.

Характерной чертой было и то, что подошва формировалась так, чтобы иметь углубление.

Подошва и верх сшивались с изнаночной стороны, а затем мокасин выворачивался, таким образом, подошва была достаточно объемной для того, чтобы линия шва не касалась земли.

Мокасины Зуни и Хопи отличает ещё одна мелкая деталь: при сшивании Хопи оставляли больше запаса на шов и сильно стягивали, таким образом, что шов с наружной стороны был практически никогда не виден.











Мужские мокасины Зуни шились из двух отдельных кусков кожи (причем выкройка была с вариациями), с характерным окрасом верхней части носка, а иногда и голенища в более темные тона. Чаще всего они окрашивались красной охрой и реже черной краской, при этом подошва практически не красилась, а оставалась натурального светлого цвета.










Что интересно, традиционные мужские мокасины Навахо тоже имеют красный верх и светлую подошву, вероятней всего, Навахо заимствовали эту традицию у Пуэбло.

Похожее цветовое сочетание "верха" и подошвы было также у Акома и Хопи.

Мужские посведневные мокасины Зуни не вышивались бисером и не декорировались, чего не скажешь о ритуальных мокасинах, лишь, как исключение, на них была декоративная пуговица, чаще всего из металла.






Мужские ритуальные мокасины были гораздо красивее.

Верх и голенище окрашивались в белый цвет (в древности - белая глина), чаще всего краска просто втиралась руками в кожу. Горловину голенище окантовывала красная кожа с желтым ободком, окантовка имела небольшой декоративный красный шлейф, который спускался с наружной стороны мокасин. Подошва этих мокасин окрашивалась в черный цвет. Отвороты мокасин могли украшаться кружевным орнаментом, состоящим главным образом из округлых элементов.












Сзади прикреплялась декоративная лента, вышитая бисером или сделанная в технике макраме шерстяными крашеными нитками. Эти ленты в основном имели водяные или небесные знаки, которые помогали Зуни выращивать свои урожаи и жить в мире и гармонии.







Женские мокасины Зуни шились из двух кусков кожи, к подошве пришивался верх с голенищем до колена. Хотелось бы отметить то, что женские мокасины Хопи были гораздо длиннее, и при выделке кожи на женские мокасины часть оленьей кожи оставалась покрытой оленьим мехом и являлась декоративным хлястиком. Зуни не носили такие хлястики.










Подошва женских мокасин окрашивалась в черный цвет или охру, в то время как голенище и верх носка оставался натурального светлого цвета.







Женщины Зуни (Э. Кертис)


Женщины Зуни (Mullarky Photo)




Кроме того, женщины Зуни, как и представительницы многих народов пуэбло, обматывали голенище длинными бинтами из белой сыромятной кожи шириной примерно от 6 до 10 см.

Такие мокасины были максимально приспособлены к данной местности, в жару их белый цвет отражал солнечные лучи, а толстая кожа оберегала от острых камней, всевозможных колючек и укусов змей.







Подборка материалов В. Крекер.






Зуни













Hosted by uCoz