ТРАДИЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ КРОУ - СТАТУС И СТИЛЬ.

Джеймс Хагенгрубер

Перевод Н. Крекер и В. Крекера.





Винона Жёлтый Хвост Много Обручей


Прежде чем шелк, блестки и различные декоративные детали появились в прериях, к западу от Миссисипи самой высокой модой были суконные платья вышитые зубами благородного оленя - вапити.

В то время нельзя было ошибиться в статусе женщин из племени Кроу, носящих свои платья из яркого цветного сукна с пятьюстами зубов-клыков. Женщины Кроу носили на своих платьях свое благополучие, которое символизировали эти зубы. Ведь только два зуба из челюсти вапити подходили для такого платья, эти зубы представляли собой годы охоты и тяжелого труда. Винона Жёлтый Хвост Много Обручей одевала такое платье на свою свадьбу.

С тех пор в течении семидесяти лет они пришила тысячи зубов к платьям, которые она изготовляла для своих соплеменниц. Много Обручей сшила столько платьев, что давно уже потеряла им счёт. Она - последняя мастерица из племени Кроу, которая делает платья по старинным канонам. Её работы хорошо известны, начиная от её дома в Долине Вождей до Ручья Наконечника и дальше. Она удостоилась звания Почётного Художника Индейских Традиций на съезде художников штата Монтана. Её работы неоднократно приобретались Институтом Смисониан (Smithsonian Institution). Ей под девяносто лет и старческие болезни мешают ей заниматься своим делом. "Я не могу вдеть нитку в иголку, я не могу шить," - сказала она, сидя в инвалидном кресле в своём доме на юге Лодж Грасс. Она не следует выкройкам и инструкциям.

Когда она медленно передвигается в своём инвалидном кресле по посёлку, многие Кроу озабочены тем, что скоро некому будет передавать молодёжи культуру традиционных платьев Абсарока.

"Очень мало осталось нас, традиционных мастеров," - говорит она.

Профессор экологии Государственного Университета Монтаны Боб Гэрротт рассказывает:

Благородный олень питается травой и ветвями деревьев, но у них имеются два зуба в верхней челюсти для отрывания мяса. Эти два зуба-клыка известны как мамонтовая кость.

Эти зубы являются эволюционным рудиментом. В начале эволюции млекопитающие имели весь набор зубов, резцы, клыки, коренные зубы и молочные, но в процессе эволюции их зубы приспосабливаются к образу их питания. Начиная с каменных веков эти круглые зубы благородного оленя привлекали внимание охотников. Эти два зуба вапити отличались не только формой но и своей отполированностью. Некоторые историки утверждают, что украшения из этих зубов относятся к самым древним ювелирным изелиям не только в Америке, но и Евразии.

По традиции индейцев Кроу каждый охотник убив вапити должен был отдать два таких зуба, охотнику, который ещё никогда в жизни не убивал оленя. Самые первые зубы, добытые охотником, сохранялись для изготовления никлейса (шейного украшения), предназначенного для его будущей невесты или дочери.

Так же, обычно во время церемоний, женщины Кроу одевали никлейс из этих двух зубов с бисерной вышивкой. Так же благородные олени ценились, как источник мяса и одежды, Много Обручей не может ответить на вопрос, почему эти зубы ценились среди её народа.

"Это началось ещё задолго до Колумба, я не знаю насколько давно, но очень давно", - сказала она.

Первые поселенцы заметили эти белые полированные самородки, которые ценились Кроу, Шайенами, Сиу и другими народами Северных Прерий.

Профессор Гарротт также сказал, что были обнаружены целые захоронения благородных оленей, которые убивались ради этих двух зубов на протяжении двухсот лет ради коммерции.

Точно неизвестно, кто занимался уничтожением этих животных. Многие зубы нашли своё применение в качестве небольших украшений и охотничьих трофеёв на кармашках часов членов Клуба Охотников На Вапити.

В западном ювелирном искусстве эти зубы приобрели огромную популярность. Один из трёх сыновей Виноны Франклин сказал,: "Чтобы собрать достаточное количество зубов для изготовления платья вся семья должна была всю жизнь охотиться на оленя. Белые охотники ни когда не отдадут такой зуб за бесплатно индейцу, когда знают, что у нас эти зубы пользуются таким уважением и спросом".

Винона обязана своим мастерством трагической судьбе, она родилась всего сорок лет спустя после битвы на Литл Биг Хорн. Одно поколение прошло с тех пор, как её племя сменило свой традиционный образ жизни, превратившись из военных кочевников в жителей резерваций.

Много традиций стали забываться в этом новом для Кроу мире.

Когда она была ещё очень молодой, одной зимой умерла её мать. Следующей осенью её отец Билл Жёлтый Хвост послал её двух старших сестёр в школу. Много Обручей и её брат были ещё слишком маленькие для того, чтобы учиться. Они стали жить у своих бабушки и дедушки. Вечерами она ездила на лошади со своим дедушкой За Ним Бежит Белый Человек, который в своё время был скаутом у Амстронга Кастера.



За Ним Бежит Белый Человек, горные Кроу, клан Большие Палатки. Дедушка Виноны.


Её бабушка, которая не знала ни слова по-английски учила её индейскому пониманию мира.

"Она была последней из тех, кто путешествует", - сказала Много Обручей.

Винона сшила свои первые мокасины, когда ей было двенадцать лет.

Бабушка тогда сказала: "Ты или должна этому хорошо научится или вообще обходиться без этого".

После смерти дедушки в 1929 году Винона жила с друзьями семьи и родственниками.

"Среди Кроу никогда не бывает сирот, но это не означает, что их детство лёгкое", - сказала Много Обручей. Она вышла замуж в шестнадцать лет, по мнению Виноны это было рано, даже для того времени, но она хотела свою семью и свой дом. Её свадебным платьем было традиционное платье Кроу, расшитое зубами оленя. Традицией не устанавливалось точное количество зубов на платье невесты, но считалось, что чем больше зубов на платье, чем выше социальный статус женщины в племени. Особо ценились зубы тех оленей, которые убивались с помощью традиционного оружия - копья, или стрелы выпущенной из лука. Но даже с помощью ружья, очень трудно было насобирать 400 оленьих зубов, для того чтобы платье выглядело респектабельным.

Благородный олень должен благодарить бизнесмена из Биллингса Тома Майера, за сохранение своих зубов. Каждый месяц Майер создаёт 15 тысяч пластиковых зубов-клыков этого оленя.

Цена зависит от размера, но примерно за 16 долларов можно приобрести сто таких зубов (адрес: Buffalo Chips Indian Arts & Crafts, 327 S. 24th St. W.).

Сам Майер говорит, что очень много продаётся зубов как в самой северной Америке, так и в Европе, основными покупателями этого товара являются как индейцы, так и люди увлекающиеся индейской культурой.

Майер говорит, что своим делом он убивает двух зайцев, с одной стороны это очень прибыльное дело, с другой стороны убийства Вапити сильно сократились.

Зубы из пластмассы получаются очень белыми, и поэтому Майер их иногда вымачивает в чае, для того чтобы зубы приобрели более натуральный оттенок.

Затем корень зуба подкрашивается обувным лаком. Количество зубов достаточное для изготовления платья обходится в 100 долларов.

Настоящие зубы стоят около 10 долларов каждый. Том говорит, что по его предположению в мире насчитывается от 10 до 12 платьев, полностью украшенных настоящими зубами. Большинство этих платьев - в музеях, - говорит он. Много Обручей подтверждает это и добавляет, что последнее платье с настоящими оленьими зубами она делала дочери около 50 лет назад, которое в последствии было украдено. Она не помнит точную дату, но говорит, что это было десятки лет назад.

Винона в последние годы делает индейские куклы, которые продаёт за 1000 долларов за пару. Эти куклы полностью ручной работы и только из естественного материала, даже лица у кукол сделаны из оленьей кожи.

Она провела целые месяцы в размышлениях и поисках путей того, как можно сделать головы кукол более натуральными. И однажды во сне ей явился мальчик и показал как это сделать. После этого она сделала 15 пар таких кукол, одна из них - в Смисонианском Институте, а другая пара имеет волосы с головы Виноны.

"Сейчас я понимаю, что мне надо было больше пожертвовать на это дело", - говорит Винона. Последнее платье она сделала около пятнадцати лет назад.

Она начала его с 2-1/2 ярдов английского сукна, 32 доллара за ярд, и сотен сверкающих своей белизной пластмассовых зубов. Она красила зубы сама и три дня пришивала их к платью. Двенадцать настоящих зубов она пришила спереди и сзади под воротничком, который был окантован бисерной вышивкой. Платье изнутри было подшито мягким ситцем. Платье было тяжёлым благодаря огромному количеству оленьих зубов. Сотни оленьих зубов пришитых на ткань слегка постукивают друг о друга при ходьбе, издавая приятный звук.

Осенью она потеряла способность вдевать нитку в иголку. Но её шкаф, полон сшитой ею одеждой, и она продолжает ходить только в своей одежде.

Только около десяти женщин Кроу продолжают шить и носить свои платья, -сказала она. В основном Винона носит длинное ситцевое платье. Вокруг талии у неё остаётся тонкий ремень с квадратной сумочкой спереди. Её длинные волосы заплетены в тугие косички.

Единственное из её одежды, что она не сама сделала, - это пояс и обувь. Большую часть своей жизни она не только делала обувь, но и выделывала кожу.

Она снимала кожу с только что убитых оленей. Затем она оборачивала шкуру на круглое бревно и соскребала остатки мездры и мяса. Потом шкура вымачивалась на ночь в воде и ложилось опять на бревно. После всего она соскребала волосы, потом шкура мылась и слегка подсыхала. Затем брался свиной жир и втирался с двух сторон. Потом шкура опять вымачивалась в воде. После этого она растягивалась."Иногда надо сделать это несколько раз, для того, чтобы шкура стала мягкой, - говорит Винона. Самообеспечение не ограничивается только одеждой, он также делает лекарства, используя свои семейные древние рецепты.

На её кухне целая коллекция баночек из под кофе в которых хранятся множество различных трав, лишайников и соломы. Всё это было собрано на небольшом участке земли.

"Мы Кроу живём в гармонии с Природой, даже сейчас", -сказала она.

Одни лекарства для лечения детской лихорадки. Ребёнок после приёма этого лекарства быстро засыпает и просыпается здоровым. Другое лекарство лечит инфекции, третье лекарство лечит как диарею, так и запор. Каждый день к ней приходят соплеменники, прося помощи или совета. Очень многие из нас зависят от индейской медицины, - сказала Винона. Американские исследователи просили её дать им рецепты, но она всегда отказывала. Лечение никогда не делается за выгоду, - ответила она. Её оплата - это пара носков, коробка конфет, пачка сигарет, или платочек. Хочу отметить, что Винона продолжает курить.

Её сестра знала древний рецепт Кроу, излечивающий язву, но она погибла в автокатастрофе. В прошлом году Винона начала работать распространять свои знания, свою мудрость своим пяти детям и десяткам племянников и праплемянников. Народ Кроу провёл 125 лет в борьбе за своё существования во враждебном ему мире. Винона сказала, что ей будет стыдно, если традиции народа Кроу забудутся. Её мастерство по изготовлению традиционных платьев Кроу и кукол передалось её двум дочерям и многим внучкам. Венона говорит, что они достигли хорошего мастерства. Её дочь Мэрли Джина Харрис говорит, что она теперь принимает всю оставшуюся работу своей матери. Харрис проводит много работы над своими проектами бисерных вышивок и шитьем.

"Я делаю всё, что делает моя мама. Она научила меня всему, кроме того, как выделывать шкуры", - с гордостью сказала Харисс. После посещения в Монтане Народного Художественного Союза Индейских традиционалистов в 1994 году Винона начала обучать традиционным искусствам нескольких молодых женщин Кроу, теперь даже маленькие девочки умеют делать традиционные вещи.

Винона Много Обручей говорит: "Кроу теперь сохранили свою культуру живой".

апрель 2002 год










Hosted by uCoz