Женские суконные платья Кроу.

В. Крекер.




Детское платье Кроу. Музейный экспонат.


В середине 18 века у Кроу стало появляться сукно (от таких дружественных племён, как Манданы и Минетари). Это было обычно английское, голландское и французское сукно для изготовления униформы колониальных войск, как правило алого, синего и чёрного цвета.

Вот немногие причины, по которым индейцы прерий, в частности Кроу, отдавали предпочтение суконным платьям больше чем замшевым:

1. Сукно напоминало Кроу фактуру замши, оно было таким же мягким, но теплее, и при намокании лучше отжималось и быстрее высушивалось. Сукно было ярким, не боялось стирки, долго держало свой цвет и не коробилось после просушивания.

2. Закупка сукна с одной стороны была гораздо экономичней с точки зрения времени и, в то же время, сукно было престижным, моду на суконные платья можно сравнить с модой на джинсы в С.С.С.Р 1970-х. Сукно являлось своего рода "твёрдой конвертируемой валютой". Каждый мужчина считал своим долгом преподнести в качестве подарка кусок яркого, красивого сукна женам и любимым дочерям.

Эти две основные причины и повлияли на почти поголовную смену кожаных платьев на суконные.











Поэтому очень редко можно встретить традиционное платье Кроу из замши, во всяком случае гораздо реже, чем кожаные платья Сиу и Шайен. С другой стороны, эти платья стали настолько характерными для Кроу, что их просто невозможно перепутать с платьями других представителей средних и северных прерий.

Кроу были очень богатым народом. Бедным считался человек, не имевший двадцати лошадей. В среднем на одну семью Кроу приходилось по двадцать пять лошадей, но ещё в середине 19 века многие Кроу среднего возраста имели по 30-60 лошадей. К тому же, Кроу, благодаря своей тонкой политике, почти никогда не воевали с европейцами.

Традиционное суконное платье Кроу было ценным само по себе, так как украшалось молочными коренными зубами американского благородного оленя, известного как вапити. Платье расшивалось как спереди так и сзади. Стоимость 100 таких зубов вапити приравнивалось к стоимости хорошей лошади или 50 американским долларам (по курсу 1862:)











Зубы вапити, пришитые к платью



Платье считалось недоделанным, пока на нём не было 300 зубов вапити. Обычно цена такого платья равнялась 3-4 лошадям.

Суконные платья Кроу реже расшивались также и раковинами денталиум и каури.

Для платьев Кроу была характерна зигзагообразная вставка у горловины обычно красного цвета, если основные детали синего или чёрного цвета. Если платье было алым, то вставка была синей или чёрной. Платья Кроу отличались ещё и тем, что большинство не имели клиньев (вставок по бокам между двумя основными деталями), так часто встречающихся среди Сиу или Шайенов.

Кстати подобное вшивание клиньев было распространено и среди славянских женских платьев.

Суконные платья как бы перенимали традиции кожаных платьев. Я имею ввиду как зигзагообразную линию у ворота, так и то, что лосиными зубами расшивались и кожаные платья.

Известно, что верхняя часть рубах и платьев символизировала Верхний мир, нижняя, соответственно, Нижний.







Варианты традиционных вышивок на отделке платья Кроу.





Зигзагообразная линия у ворота кожаных платьев, трансформировавшаяся во вставку контрастного цвета, означала Птицу Грома, Птицу Творца, а синий или чёрный фон с оленьими зубами или каури - ночное небо и звёзды. Зубы вапити считались символом удачи и долголетия, а так же символом семейного счастья и мужской потенции. Белая Ворона как-то сказал, что из этих зубов когда-то шаманы делали отличное лекарство, говорят, и что эти зубы ценятся как раз ещё с тех древних времён.

Так, что подарок в виде такого платья мог послужить знаком к началу ухаживания или символом того, что мужчина никогда не бросит эту женщину. Под этим платьем подразумевалось так же желание долгой жизни. Среди Кроу считалось, что мужчина, подаривший такое платье женщине, проживёт с ней долгую и счастливую жизнь. И, как правило, девушки не отказывались от таких подарков.

А каждый влюбившийся юноша стремился приобрести такое платье и первым его вручить своей избраннице, не дожидаясь конкуренции. В старые времена, когда не было ружей и сукна, мужчина, убивший столько оленей, что бы их коренных зубов хватило на платья, мог считаться хорошим охотником и воином. А это уже не плохой выбор для молодой и неопытной девушки.

Так же у суконных платьев Кроу была ещё одна особенность, они шились широкими, чтобы как можно лучше скрыть фигуру, этакая паранджа для тела. Но девушки с хорошими фигурами старались, не нарушая обычаев, подчёркивать свои "качества" хорошо затянутым поясом.

Американцы и представители других индейских племён считали, что женщины Кроу были самыми распутными.

Кто знает, может это только сплетни завистливых белых женщин обычно пуританского воспитания.

В заключение этой статьи хочу предложить вашему вниманию технологию изготовления платьев Кроу и несколько различных вариаций декоративной отделки.











Платье выкраивалось из двух Т-образных выкроек, обычно расширяющихся к низу. Обычно две главные детали просто сшивались, а затем к платью пришивалась отделка горловины и подола. Декоративная отделка горловины, подола и рукавов была обязательной, так как если не украсить эти места, то через них могут пробраться злые духи.

Белая Ворона сказал, что под этими злыми духами конкретно подразумевались недобрые взгляды и вредные насекомые как просто кровососущие, так и переносчики болезней.

Причём в древности эти места как правило окуривались дымами священных растений, таких как свит грасс, полынь и шалфей.

Традиционное суконное платье Кроу можно увидеть и в наши дни во время праздников в Монтане.



Современные портреты женщин Кроу в традиционных суконных платьях.
Винона Желтый Хвост Много Обручей.













Hosted by uCoz