Эта статья не претендует на соответствие традициям перечисленных в ней народов, а выражает лишь точку зрения автора и знания, полученные во сне.
Индейские головные уборы - одна из самых примечательных частей костюма среди огромной коллекции национальных костюмов мира. Некоторые учёные считают, что время появления головного убора - это 18 или 17 век. Не верьте им. Так же не обращайте внимания на тех индейских традиционалистов, которые монополизировали ношение и изготовление головных уборов. Здесь хочу заявить с полной ответственностью, что далеко не все индейские народы изначально носили эту красивую шапку... ИСТОРИЯ СОЛНЕЧНОГО УБОРА Виктор Крекер.
Фигурки людей в Солнечных Головных Уборах, застывшие в древних танцах, говорят нам о том, что эта история насчитывает тысячелетия. Родиной Солнечного Убора могла быть как Сибирь, так и Америка. Я лично склоняюсь к тому, что всё-таки Америка была родиной культуры Солнечных Головных Уборов, которая распространялась на территорию Старого Света через Берингию далёкими предками американских индейцев. Что такое Солнечный Головной Убор? Первоначальный смысл Солнечного Убора сохранился среди традиционных шаманов Сибири, которые до наших дней сохранили традиции индейской прародины. Как мы уже знаем из предыдущих статей, практически у всех народов Европы, Сибири и Америки существовало понятие о Древе Мира, как в пространственном, так и во временном измерении Вселенной. Начиная от германской мифологии и заканчивая инками на верху Древа Жизни жил Золотой Орёл или Солнечный Орёл. Такое традиционное восприятие Вселенной сохранилось как у германских язычников, так и у американских индейцев прерий. По преданию германцев, Один превращался в Орла, а его спутниками были вороны - символы Мудрости, исходящей из Нижнего Мира. Как нам известно, во время Большого Танца Солнца водружался огромный столб - символ Древа Жизни, на вершине которого помещали чучело орла или несколько орлиных перьев. Такое же значение имеют и тотемные столбы индейцев северо-западного побережья. Тотемный столб, то же самое Древо Жизни, оно же - Древо Рода, символизировал родословную. Обычно тотемный столб увенчивался вырезанным из дерева и раскрашенным орлом. У древних славян Бог также назывался Родом и представлял собой Древо Жизни. Имея такое представление о мироустройстве, как деление Вселенной на три Мира - Нижний (Прошлое), Средний (Настоящее) и Верхний (Будущее) во всех четырёх его измерениях, мы можем прочувствовать отношение к жизни наших далёких предков. Шаманы "путешествовали" как в Верхний так и в Нижний миры. Благодаря сибирским шаманам мы можем на время отправиться в Прошлое и узнать то, что нас интересует относительно истории Солнечных Уборов. Шаманы, путешествующие в Верхний Мир, называются "белыми шаманами", они предсказывают будущее, получая из Верхнего Мира информацию. Шаманы, путешествующие в Нижний Мир, разговаривающие с предками, называются "чёрными шаманами". Алтайские белые шаманы во время церемоний или камлания одевали на голову белую шапку из орлиного пуха или зимнего меха горностая. К этой шапке пришивались цветные ленточки. У алтайских шаманов этот головной убор назывался "Птица С Тремя Лентами", цвета этих лент символизировали все три Мира. Чёрные алтайские шаманы носили шапку из чёрного вороньего пуха или меха черно-бурой лисы, эта шапка называлась Шапкой Ворона. Были шаманы, которые одинаково путешествовали как в Верхний Мир, так и в Нижний, они назывались Великими Шаманами или Большими Шаманами. Тувинский "Большой Шаман" имел головной убор из орлиных перьев. |
Тувинский шаманский головной убор. |
Сибирские шаманы в головных уборах из перьев ястреба-зимняка или канюка. Обложка журнала ГЕО |
Магическая Ворона, военный вождь и шаман Кроу (горные Кроу, клан Новые Палатки) в Солнечном Головном Уборе со своей женой. |
Солнечный Головной Убор Кроу. Реконструкция. |
Бизоний Вождь (горные Кроу, клан Без Стрельбы Приносят Дичь). Фото Э. Кертиса. |
Бизоний Головной Убор Кроу. Реконструкция. |
Танец Бизона. Картина К. Бодмера. Карл Бодмер (1809-1893) - немецкий художник, путешествовавший с принцем Максимилианом по дикому западу США в 1832-1834 гг. |
Бизоний Головной Убор Кроу. Реконструкция. |
Вождь Манданов Мато Топа (Четыре Медведя). Портрет К. Бодмера |