О щитах Кроу и не только.

В.В. Крекер.



Щит Кроу (реконструкция).


"Духи прошлого - Кроу". Э.Кертис

"Все Предметы имеют различное значение в разных случаях. Например: бейсбольная кепка, надетая в воскресный солнечный день - символ лояльности и бодрого настроения. Та же кепка на бедном и грязно одетом человеке зимним утром в большом городе говорит нам о бедности и отчаянии. Это урок, который дает нам понять, что щиты индейцев Кроу, сделанные более века назад, нельзя объективно оценить и понять всю их ценность сегодня, не понимая, что они значили для воинов, которые несли их в битву.

Кроу делали свои щиты из сыромятной кожи. Эти кожаные круги были грубыми, но их владельцы знали, что кожа животного сама по себе не может защитить их от вражеского оружия. Они верили, что щиты намного сильнее, чем материал, из которого они сделаны. Эта дополнительная прочность исходила от духовной силы, той самой, что по поверьям Кроу, создала Землю.

Раскраска щита раскрывала его носителя перед всем и всеми, раскрывала его связь с создателем. Сюжет или предмет, пришедший в видении, наносился на щит самим человеком или духовным наставником. Такие видения давали молодым Кроу уверенность в том, что те стали воинами. К щиту так же прикреплялись священные предметы, такие как перья. Таким образом, когда воин Кроу поднимал свой щит, он фактически вооружался той силой, в которую он верил, что делало его уверенным и неуязвимым.

Сегодня большинство щитов Кроу хранятся в музеях. На выставке, в век ракет и ядерного оружия они должны казаться нам всего лишь кружками раскрашенной кожи. Значение их рисунков, тем не менее, говорит о противоположном. Они отображают союз с Создателем, который Кроу всегда чувствовали, а также силу, которую он им дал."


Современные Кроу со щитами.

И так очень много информации и достаточно противоречивой (посмотрите на примере щита Двух Легин, ученые даже не указали владельца щита), так как многие работы были написаны учеными, не прочувствовавшими, так сказать, "индейский дух", а другие материалы были составлены коммерсантами-коллекционерами. Часто сами индейцы не знают точно, как и когда родился Первый Щит. Некоторые ученые говорят о том, что еще в 17 веке у Кроу вообще не было щитов, и всю защиту заменяли кожаные боевые рубахи, сшитые из нескольких слоев. Я к этой версии отношусь скептически, поскольку уверен, что щит на территории Северной Америки существует на протяжении тысячелетий.
Интересно отметить работу Скотта Мамадея, который, сам будучи индейцем из племени кайова, написал книгу о щитах, заслуживающую, на мой взгляд, огромного внимания и изучения, которую я буду цитировать в своей статье.
Я не являюсь ни коммерсантом-коллекционером, ни учёным, и, не смотря на то, что считаю себя индейцем и учеником шамана из "Братства щитов" Хаймиотса Сторма, не принадлежу ни к какому современному индейскому племени. Мои предки покинули территорию Северной Америки за несколько тысяч лет до оккупации Нового Света европейцами.
Все знания о щитах приходили мне во сне, и поэтому, прошу не считать мою статью научной и претендующей на истину. Она рассчитана на тех, кто хотел изменить мир, а потом понял, что его не обязательно менять, достаточно увидеть этот мир немного глубже. Она написана для тех, кто имеет желание вступить на духовную тропу "Братства Щитов".
Писать о том, пропускали индейские щиты мушкетные пули или не пропускали, лично для меня равносильно тому, что вообще ничего не написать.

Чтобы понять тему индейских щитов, надо понять жизнь самих индейцев, а для этого надо хотя бы ненадолго перенестись, как во времени, так и в пространстве.
…Вы сидите в поле или на холме, и вот вы молитесь, молитесь Богу, который для вас не бородатый образ, сошедший с иконы, а нечто другое. Бог для вас - это Небо, Земля, это все, что вы видите и всё, что вы чувствуете, это прошлое и будущее одновременно…
Буквально для всех наших далеких предков, Бог был вездесущ, и ему молились на все четыре стороны света, поворачиваясь поочередно к каждой из них. Вот поэтому у наших предков четыре стороны были всегда священными, как и сама цифра четыре. Когда вы молитесь на четыре стороны света, вспоминая о тех делах или людях, которые находятся в разных направлениях от вас, вы вспоминаете о ваших друзьях и близких.
Когда вы вспоминаете о них или думаете о предстоящей встрече, то вы мысленно разговариваете с ними, и не важно, насколько они от вас далеки, как во времени, так и в пространстве. Вы видите их. Бог как бы является телевидеокоммуникатором, чтобы проще было понять. Разница вся в том, что при таком общении молящийся должен относиться ко всему и ко всем только с любовью, и только с ней.
Благодаря этому монологу с окружающим миром приходит гармония, гармония внутреннего мира человека и внешнего, микрокосмоса и макрокосмоса. Человек растворялся в Земле и в то же самое время впитывал ее в себя. Молящийся как бы оказывается в центре четырёх сторон, то есть в центре Мира. Когда в фильме "Маленький Большой Человек" старый шайенский вождь говорил, глядя на уничтоженную американской армией индейскую деревню: "Они не знают, где центр мира", то явно имел в виду представление шайенов о вселенной и месте, занимаемом в ней самими индейцами.
Как же визуально выглядит этот мировой центр? Человек, находящийся в молитве по отношению к четырём сторонам света, как бы оказывается в центре - это и есть центр Мира. Если мы представим это графически, то увидим круг разделённый на четыре части. Это своеобразная "мандала", которая сохранилась в тибетском буддизме или "янтра" в Индии.

индийская янтра


тибетская мандала


тибетские монахи изготовляют мандалу
Янтра (творящее устройство) - рисунок с обозначением Вселенной, состоящей из центра и четырех сторон света. Янтра обладает силой, влияющей на состояние тела, энергии и сознания. Янтры изображаются на шелке, на теле, некоторые янтры имеют большие размеры и изображаются на земле. Внутри них происходят ритуалы поклонения или медитации. При этом янтры работают, как устройства, проявляющие божественную энергию. Янтры как бы визуализируются внутри тела, при этом устанавливается гармония между микро- и макрокосмосом.
В Тантре вся Вселенная представлена, как бесконечная космическая янтра. В самом центре янтры помещается изображение божества, к которому обращаются во время ритуала или медитации. Самая известная индуистская янтра называется Шри-Янтра.

Мандала - магическая диаграмма, отражающая строение Вселенной. Т-образные выступы в центре каждой стороны - ворота во Вселенную. Мандала - философская концепция буддийской Вселенной, ее горизонтальная модель. Чаще всего мандалы рисуются цветным песком, они могут специально изготавливаться только для одного ритуала, в конце которого песок перемешивают.
На фото изображены тибетские монахи, рисующие цветным песком мандалу при помощи специальных трубочек.
Но здесь мы видим так же, что первоначальный и сакральный смысл "мандалы" и "янтры" утрачен.
И здесь нам на подмогу приходит "ика" - песчаная живопись Навахо, песочное изображение Вселенной с четырьмя сторонами света, применяемое в основном шаманами навахо для врачевания.


Мы видим индейского шамана из племени Навахо, выкладывающего ику. Удивительное сходство - те же Т-образые выступы, тот же цветной песок, и даже, отчасти совпадение цветов по частям света! Лично я уверен в том, что и мандала и янтра являются как бы потомками ики, которая сохранила самое первое значение, и, на мой взгляд, перекочевала из Америкии в Азию, а не наоборот.
Из разноцветного песка рисовалась Вселенная, состоящая из четырёх цветов символизирующих стороны света. Больного помещали в центр "Вселенной" и он становился видим для Бога. Когда он садился, шаман приступал к лечению.
Развивая тему, напомню, что человек, постящийся в уединении, как правило очерчивает круг, за который даёт себе обет не выходить, а сам помещается в центре круга. Раньше круг вычерчивался, обкладывался камнями и посыпался охрой.
Известно, что эту священную краску знали ещё неандертальцы. Она считалась священной, но помимо этого выполняла и практические функции, известно, что охра отпугивает насекомых а иногда и змей. Охру наносили на лица очень многие народы, живущие как в сибирской тайге, так и амазонских джунглях. Не от этого ли слова в русском языке появилось слово "охрана", "охранять"? Конечно от этого. Вот поэтому практически на всех щитах индейцев - охра.
Такое же деление на четыре стороны мы наблюдаем и на щитах индейцев северных прерий. К щитам могли прикрепляться любые талисманы соответствующие личному представлению хозяина о частях света.
Композиция щитов, отображающая горизонтальное строение Вселенной, изображены четыре части света. Такая композиция могла сочетаться с тремя остальными главными композициями. (см. ниже)
Итак, мы для себя открыли, что круглая форма щита символизировала Вселенную.
Я думаю, что прототипом первых щитов, а точнее покрышками к щитам послужили шаманские бубны. Ведь форма и изображаемая модель Вселенной на шаманских бубнах и щитах практически идентична. На шаманские бубны всегда наносилась "Модель Вселенной", как раз по тем композициям, которые я здесь представляю.
Бубен алтайского шамана с изображением Мирового Древа.
Как мне сказал Белая Ворона, наверняка история щитов родилась тогда, когда какой-то шаман защищался своим бубном во время нападения врагов.

Вот мы и рассмотрели первый аспект индейского мироощущения. Следует ещё подчеркнуть, что у индейцев было отличное от белых представление о боге, о жизни и смерти.
Для индейского шамана Бог - это, прежде всего, Природа, и божьи законы - это законы Природы. Для индейца термины "освоение природы", "борьба с природой" звучат, как безумие.
Вакан Танка - Великая Тайна или Гитчи Маниту - Великий Дух - это единственный бог, разлитый по всей Природе, во всех стихиях и во всех вещах, даже в предметах, сотворённых человеком, но в том случае, если предметы были изготовлены священным образом, после поста, с молитвами и песнопениями.
Для индейцев Прерий, в частности Кроу, не было понятия греха, но было достаточно много табу внутри общины, за нарушение которых человека могли подвергнуть наказанию, выгнать из племени, и уж если не идеализировать индейцев, то иногда нарушитель лишался и жизни, но не судом племени, а по чьей-нибудь личной инициативе, в пылу злобы, за что, конечно, изгонялся из племени и сам убивший. Племя не могло взять на себя ответственность за казнь соплеменника, так как внутри племени у индейцев прерий существовало главное табу, не "убий" ещё за тысячи лет до казни Христа своими соплеменниками в Иудее.
Индейцы жили по законам Природы, а выживал в Природе сильнейший. Что же такое сила в понятии индейцев прерий? Если мы посмотрим на формулу "выживает сильнейший", то с точки зрения наблюдательного человека индейцы силой считали не только грубую физическую силу. Так же как в Природе только физическая сила не приводит к процветанию ни одного из видов животных. В противном случае давно бы перевелись все зайцы и олени, а на земле правили бы саблезубые тигры. Для индейцев прерий в понятие силы помимо физической составляющей входили и такие качества как ум, сноровка, ораторское искусство, красивая одежда и физическая красота. Но самой главной была личная магическая сила, к которой стремились не только мужчины, но и женщины.
Щит Кроу, реконструкция.
Магическая сила передавалась непосредственно от Великой Тайны (Бога, Природы) или Духа-Покровителя (ангела-хранителя) через сон, знаки, видения.
Для индейских шаманов, которые являлись "профессиональными" посредниками между "видимым" миром и "невидимым", существовало представление о мире, как о трех мирах: Верхнем, Среднем и Нижнем. Такое разделение Вселенной по вертикали было распространено от инков Южной Америки, до кельтов на Британских островах.
Трёхчастный Мир по вертикали чаще всего изображался, как круг, разделённый горизонтальной полосой.
Вертикальная композиция - трехчастное видение мира. Сочеталась с композицией Древа Мира. (см. ниже)
Теперь рассмотрим символику и смысл этих трех миров. Верхний мир означал, Будущее, Небо.
Нижний - Прошлое, Подземный мир. Средний мир, разделяющий Прошлое и Будущее, часто обозначался на щитах или бубнах всего лишь линией, так как настоящее - лишь мимолётная граница между прошлым и будущим, между жизнью и смертью. Поэтому когда индейцы Кроу перед смертью говорят: "Есть только Верхнее и только Нижнее", они имеют ввиду Верхний Мир и Нижний - Будущее и Прошлое. Такое отношение ко времени не понятно белому европейскому обывателю, живущему только сегодняшним днем, не имея ни рода ни племени, редко вспоминая о прошлом и думая о будущем. Ему ближе песня из фильма "Земля Санниковых":

"...есть только миг, за него и держись,
есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь."

Парадокс в том, что в этом любмимом русскими фильме очередные белые "первооткрыватели" уничтожают культуру очередного аборигенного народа. Погибший шаман как бы символизирует смерть аборигенной культуры. Не случайно и то, что Махмуд Эсамбаев, сыгравший шамана в этом фильме, умер от разрыва сердца, узнав о новых бомбежках очередной белой (российской) армии при покорении очередного (чеченского) свободного народа.
Вселенная на бубне кельтского шамана (Сибирь). В центре изображен Верхний Мир - Солнце, месяц, созвездие Большой Медведицы и дух-покровитель. По краям - нижний мир. Такую композицию ученые ошибочно называют "полой Землей".
И так мы описали уже две схемы построения Вселенной.
Что интересно, третья схема неправильно интерпретируется учёными и западными теософами как "Модель полой Вселенной".
Горизонтальная композиция "полая земля" могла сочетаться с композицией четыех сторон света.
Это представление о "Полой Земле" западало в душу и многочисленным мистификаторам Третьего Рейха, включая и самого Гитлера. Но на самом деле это грубая ошибка.
Так называемое "Полое построение Вселенной" на самом деле является схемой Верхнего и Нижнего Мира, но с непривычного ракурса, с которого мы её сейчас и рассмотрим. Это видение Верхнего Мира снизу, как бы через отверстие в земле, подобно тому, когда мы смотрим на небо из люка или колодца, то есть из "Нижнего мира".
Если в первых схемах центром мира является Земля, то в третьей схеме, мы видим, что в центре изображаются знаки верхнего мира Солнце, Птица Грома, Звёзды, Луна или Полумесяц, Созвездия, а ближе к краю изображалась земля или Нижний мир, иногда изображалась земля, как бы с воротами в нижний мир.

германцы

индийцы

славяне

ацтеки, майя

инки
Модели Вселенной в разных культурах.
Реконструкция В.В. Крекера
Теперь мы рассмотрим ещё одну схему, схему Древа Жизни, того самого Древа, которое существовало практически у всех народов, включая и европейцев. Нам это Древо известно по библии или Корану, откуда первые люди вкусили запретный плод, но до христианства и иудаизма Древо Жизни являлось символом всего живого. Представление о Древе мира сохранилось почти у всех индейских шаманов.
Древо Мира означает не только абстрактный центр Вселенной, но и каждую отдельно взятую личность, личную историю и родословную.
Вертикальная композиция - Древо Мира. Могла сочетаться с композичией трехчастного мира.
Шаманы (когда я говорю о шаманах, я имею ввиду прежде всего шаманскую школу, к которой я принадлежу) были уверены в том, что Древо Мира, являясь осью и сущностью человека, олицетворяло его прошлое, настоящее и будущее. Ветви Древа в Верхнем Мире символизируют Будущее, населённое будущими поколениями, а корни Древа Мира символизируют прошлое с ушедшими из жизни предками. Но часть дерева в Среднем мире - это мы, соединяющие в себе генетику наших ушедших предков и надежду на будущие поколения.
Мы знаем, что название предков Кроу - Хидатса - буквально означает "Дети Ивы" или "Народ Ивы". В древние времена это дерево символизировало у них Древо Мира.
Древо Мира и означало, помимо прочего, родословную народа и каждого отдельно взятого рода. Чтобы проще было понять, предлагаю вашему вниманию следующую схему.
Эта вертикальная схема построения Вселенной официально сохранилась у меннонитов, отделившихся от протестантизма в Средние века. Это устройство Вселенной является эмблемой меннонитов, которая досталась им в наследство от древнегерманского язычества. Кстати, гербы с изображением Древа Мира сохранились во многих городах Европы.
Эмблема меннонитов
Древо Мира само по себе и есть модель родословной, оно включает в себя и потенциальный элемент будущего. По представлению шамана, человек умирает, но как бы не полностью, он перерождается в потомках, если не в первом, то во втором или третьем поколении. Таким образом для шамана тело не является смертным. Часто шаманы сравнивают физическую смерть человека со сменой кожи у змеи. Но это только в том случае, если человек оставил после себя потомство или хотя бы племянников. Для человека с таким отношением к смерти жизнь представляла собой отличную прогулку перед следующим возрождением. Вопрос о бессмертии тела отпадал сам собой.

Дерево, символизирующее Древо Мира Кроу. Фото Эдварда Кертиса, 1908 г.

На фотографи Кертиса мы видим Древо Мира Кроу. Но помимо официального племенного Древа Мира у каждого воина было свое определенное Древо, символизировавшее его жизнь, его родословную. Кроу называли эти деревья Жертвенными Деревьями, подобно сибирским шаманам, например кетским.
Воин Кроу приносит жертву своему персональному Древу Мира.
А. Ховард.
Так же, как у многих прерийных народов, у Кроу существовал Танец Солнца, где танцующий прокалывал свою кожу костяными спицами, привязанными к столбу - символу Древа Мира. Вися на шесте, танцующий жертвовал свою плоть Древу Мира и Солнцу, взамен получая силу и знания от Бога.
Интересно заметить, что некоторую смысловую аналогию мы наблюдаем у древних германцев. В легендах об Одине встречается повествование, как "Один получает магическую мудрость и силу, когда сам пронзает себя копьем и висит на Мировом Древе - Иггдрасиле, пока не обретет после мучительного испытания сокровенные знания, таящиеся в рунах".
"Для силы и видений"
Э. Кертис, 1908.
На снимке Кертиса "Для силы и видений" изображен Танец Солнца Кроу. Хотя для Кроу это были большие массовые праздники, на снимке мы скорее всего видим персональное жертвоприношение, так сказать, личный Танец Солнца. Воин делает этот танец со щитом на спине. Практически любое жертвоприношение у Кроу делалось со щитом, так как щит своей силой помогал достойно пройти испытание. У подножия Древа Мира аккуратно сложенная груда камней, напоминающая Мировую Гору, известную в древней мифологии практически каждого народа.

Теперь вопрос о бессмертии души. Шаманы не верят в христианский рай, он для них нелеп и смешон, так же как и индуистская реинкарнация в буквальном её толковании. Да, у шаманов тоже было бессмертие души, но оно в корне отличалось от христианского понимания этого вопроса.
Что бы проще было понять шаманов, я предлагаю к рассмотрению несколько схем.
Мы знаем, что белый цвет состоит из оптического смешения трёх основных цветов: красный, жёлтый, голубой. Из трёх частей состоит и человек, символически мы их распределим по цветам: красный - Тело (кровь, плоть), Голубой - Разум (холодный), Жёлтый - Душа (тёплый).
Далее попробуем представить наклонности человека, его профессию по степени различного развития этих частей, и доминирования одних над другими.
Мы можем увидеть то, что некоторые люди по этой упрощенной схеме живут как бы только телесной жизнью, но когда тело умирает, что от них остаётся? Если вся их жизнь была связана только с телом, то после них не остаётся ничего душевного или духовного.
Остаётся ли, что-то после людей живущих духовной жизнью? Да, их душа остается в памяти знавших их людей. Но со смертью этих людей и она умирает. Но душа становится бессмертной в том и только в том случае, если человек оставил после себя свою духовность, воплощенную в какой-либо материи. Конечно, мы помним их по архитектурным памятникам, картинам, стихам. Эти люди живы. Мы можем критиковать Пушкина или Эдгара По и никто нам не скажет, что "нельзя плохо говорить о мёртвых", так как все относятся к ним, как живым.
Но архитектура разрушается, и картины горят. А какая самая нематериальная материя? Ну конечно же музыка. Она как бы возникает из ничего. Слушая Моцарта и Бетховена, мы не только чувствуем незримое присутствие композитора, но и ощущаем всей душой его настроение, наше сердце бьется с ним в один такт. Вот истинное бессмертие! Но когда нет музыкальных инструментов, мы понимаем, что и это не идеально.
И тут приходит на помощь песня, старинная индейская песня, передающаяся от отца к сыну, от сына к внуку. Индейская родовая песня является эстафетной палочкой, передающей душу из поколения в поколение. У индейских шаманов до сегодняшнего дня сохранились родовые песни, обессмертившие душу. Разве правнук, похожий на деда как две капли воды и поющий дедовскую песню не является преемником его души и тела? Кстати, с передачей щита или других родовых предметов отец или дед так же передавали свои имена. Так было и со знаменитым Бешеным Конём.
Музейная надпись: "этот щит принадлежал Гнилому Животу - одному из величайших воинов Кроу. К нему прикреплены две шкурки белки, которые делали хозяина быстрым, шкурка ласки, чтобы сделать его зорким и несколько орлиных перьев, чтобы дать ему силу".


Белая Ворона сказал по поводу этого щита, что на нем изображен Верхний и Нижний Мир, между ними - Средний Мир, где очень много озер. Вверху в небе нарисована Радуга. Шкурки белки и горностая означают быстроту животных, легко перебирающихся по Древу Мира. Перья с крыльев двух разных птиц - правое - беркута, левое - орлан-белохвост, символизируют соответствующие качества этих птиц, помогающие в жизни.
Итак, концепция бессмертия индейских шаманов понятна и доступна любому нормальному человеку.
Родовые песни исполнялись во время самых торжественных и важных жизненных событий. Эти песни исполнялись при передаче щитов от отца к сыну или внуку, при посвящении юноши в воины, а так же перед смертью, это последнее в жизни исполнение родовой или личной песни и называлось "Песней смерти". Это можно проследить, например, по книге Скотта Мамадея "В присутствии Солнца. Собрание Щитов", где автор рассказывает историю своего личного щита, ("Самый заурядный щит"), который достался ему от отца.
Теперь, зная немного больше об индейцах, мы можем представить их отношение к жизни. Будучи оригинальным и неповторимым (своё видение Мира, свой личный щит-Герб), человек в то же время является всего лишь связующим звеном между многочисленными и очень древними предками и будущим своих потомков. Мы опять вспоминаем слова Кроу: "Есть только Верхнее и Нижнее".














Hosted by uCoz