Все церемонии называются "танцами". Среди них есть такие, как танец дождя, полового созревания, урожая и танец духов. Апачи до глубины души религиозны и молятся по каждому подходящему случаю и различными способами. Воссозданные в человеческом обличье, апачские духи живут в стране мира и изобилия, где не бывает ни горя ни смерти.
Чтобы отпраздновать какое-нибудь событие, устраивается пир и танцы. Поют для танцев воины, аккомпанируя себе на esadadedne - "оленья кожа на обруче". В этих песнях часто вообще нет слов. Хотя и имеются песни со словами.
Вот что говорит духовный наставник Апачи Пол Эстелба о священых песнях: "Этим занимались и мой отец и моя мать, может быть два или четыре поколения. Все они были шаманами и моя мать и мой дед хотели, чтобы я тоже стал шаманом, и они всегда говорили об этом когда собирались вместе. И они выбрали меня.
Мой дед мне объяснил, что шаманы - это особенные люди, ими могли стать немногие.
Этих людей должны увидеть, пока они ещё дети, взрослые шаманы.
Они должны увидеть то, что ребенок не похож на других детей, что он не играет как все дети, и наверное ему трудно найти общий язык с другими детьми.
Взрослый шаман должен помочь молодому шаману найти свою песню, найти своего духа покровителя".
Пола просят спеть его песню.
Пол поет песню, после чего продолжает: "В этой священной песне Апачей поется об этом, эта священная песня, это молитва.
Если в детстве, к примеру в 10 лет, тебя посещают видения другого мира, и ты слышишь песни, я скажу тебе: молчи и никому не говори об этом, только наставнику можно рассказать, он может дать совет.
Ты должен выучить много песен.
И Бог, говорящий с тобой, укажет тебе, какую песню петь, песню коня или ворона, он укажет тебе.
Только ни кому не говори об этом в течении года, а может даже и в течении шести лет, тогда песни не покинут тебя. Услышав магическую песню, уйди далеко и пой её, но если расскажешь кому-нибудь до следующего утра, то песня исчезнет".
Потом песни становились общественным достоянием и использовалась во многих церемониях, превращаясь в народные.
По окончании пира и танцев устраиваются скачки на лошадях, состязания в беге, борьбе, прыжках и различные игры.
У Апачей нет церкви, религиозных организаций, суббот и воскресений, как у иудеев и христиан, нет праздников, и, тем не менее, они поклоняются своим богам. Иногда целое племя собирается, чтобы петь и молиться, иногда меньше - два или три человека. Песни могут состоять из нескольких слов, но раз от разу они могут звучать по-другому. Певец может исполнять песню со своими словами, изменяя заодно и мелодию. Иногда они молятся молча, иногда вслух, иногда один старый уважаемый человек молится за всех вокруг. Есть случаи, когда старик встает и говорит всем об их долге друг перед другом и перед Усеном (Usen). Их богослужения короткие.
Когда случается беда или эпидемия, все собираются и лидеры спрашивают, кто что сделал плохого, и как теперь умилостивить Усена - бога. Иногда для него необходимо жертвоприношение. Иногда наказывают совершившего проступок.
Если Апач позволил своим родителям голодать или остаться без крова, если он не заботился о слабых или обижал их, если осквернил религию или обманул чье-либо доверие, его изгоняли из племени.
У Апачей нет тюрем, как у белых. Вместо этого провинившихся выгоняли из племени. Причем ленивые, трусливые, и обманщики, изгнанные из одного племени, не могли быть приняты и в другие племена. И к ним не было никакого снисхождения со стороны племенных законов.
Часто такие "незаконные" индейцы собирались вместе и совершали грабежи и набеги на племя. Зачастую эти Апачи порывали со всякими традициями и не церемонились ни с белыми поселенцами, ни с индейцами. Хотя известны случаи, когда пленник подобной банды был бывшим соплеменником одного из бандитов, тогда изгой расспрашивал его о своих родственниках, после чего пленника отпускали. В таких бандах наблюдались не только Апачи, но и представители других племён, а позднее к таким группам присоединялись и белые проходимцы. Такую компанию мы можем наблюдать в не имеющим ничего общего с реальной историей, но знаменитом фильме "Золото Макены".
Некоторые отряды скаутов состояли из подобных банд, но в большинстве своём скаутами американской армии становились хорошие воины не видевшие ничего плохого в белых поселенцах, часто подобные скауты принимали христианство.
Но вернёмся к нашим бандитам.
Так или иначе, жизнь изгнанника тяжела, и эти банды никогда не становились слишком большими, кроме того они часто вызывали гнев племени, что опять же не служило увеличению их численности.
ЕДА
Апачи жили в первую очередь охотой на различную дичь и собиранием плодов кактусов и других диких растений.
Охота - для еды, одежды, укрытия и одеял - часть их повседневной жизни. Апачи охотились на оленя, диких индюков, зайцев, бизонов, медведей, горных львов. Рыбалкой они не промышляли. Так же охотились на орлов ради перьев.
Они обменивали бизоньи кожи, жир и мясо, а так же кости, из которых можно было сделать иглы и скребки для шкур и соль из пустыни на керамику, шерсть, бирюзу, зерно и другие товары у индейцев пуэбло. Но иногда они просто брали, что видели. Так они стали известны среди жителей пуэбло, как Apachu - "враги".
Апачская бандитская тактика была будто у них в крови, и была непревзойденной. Имя Апачей вселяло страх в сердца жителей пуэбло, а позже - испанцев, американцев и англо-американских поселенцев, на которых они нападали из-за скота и еды.
Апачи и индейцы пуэбло сохраняли в общем-то мирные отношения. Но все изменилось с приходом испанцев. Источником трений были испанские торговцы рабами, охотившиеся на своих жертв, чтобы заставить их работать на серебряных рудниках в Чирикахуа, на севере Мексики. В ответ Апачи делали набеги на испанские поселения, воровали там посуду, лошадей, огнестрельное оружие и рабов для себя.
Апачская доблесть в битве стала легендой. Говорили, что апачский воин может пробежать 50 миль без остановки и путешествовать быстрее, чем взвод конных солдат.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
Апачи относились к койотам, насекомым и птицам, как к человеческим существам - человеческой расе, но идущей по пути тех, кто был раньше.
Апачи жили широкими родственными группами, где родство шло по материнской линии (матриархат). Каждая из групп действовала независимо, под руководством уважаемого лидера, они сами улаживали свои дела, и не подчинялись никому.
Исключение делалось для военного времени, когда соседствующие группы объединялись вместе в борьбе с общим врагом. В отличие от набегов, где основной целью были еда и собственность, война подразумевала убийство. Мщение за смерти членов группы в предыдущих набегах или боях.
Лидеры семейных кланов собирались вместе, чтобы выбрать военного вождя. Но если какая-то группа предпочитала идти за своим собственным вождем, они были вольны это сделать.
Апачские племена, кочевавшие по одной и той же местности, могли иметь непохожую культуру. Так, Хикарилла на северо-востоке Нью-Мексико охотились на бизонов на равнинах, и выращивали кукурузу в горах. Мескалеро на юге были охотниками и собирателями, любителями жареных головок дикого мескаля. Чирикахуа, самые кровожадные из всех Апачей, совершали набеги вдоль мексиканской границы. Более мирные Западные Апачи Аризоны проводили часть года, занимаясь фермерством. Две другие племенные группы - Липан и Кайова-Апачи - вели жизнь прерийников в западнм Канзасе и Техасе.
Главным законом для Апачей была преданность своей семье. Каждая группа состояла из больших семей или кланов. Основные социальные, экономические и политические союзы имели в своей главе женщин, и это лидерство передавалось по наследству. Наследование шло от матери к ее детям, а затем к внукам.
Брак между членами одного клана был запрещен. Когда сын женился, на него возлагались обязанности по отношению к семье его тещи.
Кроме этого неписаного кодекса о собственности и семейных обязательствах, Апачи хранили богатую устную традицию - мифы и легенды, а так же наследовали глубокую религиозность, которая касалась каждого момента их жизни.
Святые люди проводили религиозные церемонии. Апачи верили во многие сверхъестественные существа, включая Усена - Дающего Жизнь, самого могущественного из всех. Ганы (Gans), или Духи Гор, так же принимали важное участие в апачских церемониях. Мужчины одевали тщательно продуманные костюмы, чтобы исполнить роль Ганов в ритуальном танце, они состояли из юбки, черной маски, высокого головного убора из дощечек, все тело было раскрашено, а в руках - деревянный меч.
Группа Апачей Мескалеро состояла из вожака и его последователей. У них не было формального лидера, такого, как вождь племени или совет, не было и племенных собраний. Группа состояла из семейных кланов, которые не обязательно состояли из одних родственников.
Характеристика Апачей Мескалеро, данная им одним автором: "Они свободно передвигались, зимуя на Рио-Гранде или дальше на юг, и совершая набеги на равнины с бизонами летом, всегда следуя за солнцем и своей пищей. У них не было ничего и было все. Они поступали так, как им хочется, и никому не подчинялись. Их женщины были целомудренны. Их вожди держали свое слово. Это были могущественные воины, которые полагались лишь на свою удачу, совершая набеги ради чести и материального обогащения. Они были добры и великодушны к своим родным, но могли быть невероятно жестоки к врагам - кровожадные и мстительные, по отношению к предателям".
Апачи были охотниками-собирателями. Их добычей могло стать все на их территории - особенно олени и кролики. Когда было нужно, они жили тем, что собирали дикие ягоды, коренья, плоды кактусов и семена мескитового дерева. Они так же выращивали кукурузу, бобы и тыкву. Апачи были чрезвычайно выносливы до прихода европейской заразы и могли практически обнаженными выдерживать нулевую температуру".
Много апачских племен перенимало культуру соседних племен, с которыми они контактировали, их обычаи и умения. Западные Апачи, жившие рядом с пуэбло, стали фермерами. Хикарилла преследовали огромные стада бизонов, так же, как прерийники, сидя на лошадях, украденных у испанцев и пуэбло в конце 1600х. Кайова-Апачи были больше похожи на Кайова - прерийное племя, чем на остальных Апачей. Липан выращивали собак ради мяса, так же, как многие мексиканские племена к югу от них.
В 1871 была основана резервация в Белых Горах. Она включала в себя современные резервации Форт-Апач и Сан-Карлос. В 1897 эта земля была поделена на две самостоятельные резервации.
Сегодня несколько апачских резерваций лидируют в коммерческом применении своих ресурсов. Так, Апачи Белых Гор в Аризоне основали горнолыжный курорт "Санрайз Парк" и лесозаготовительную компанию "Форт-Апач"